Сведения о доходах россиян украли мошенники

13.11.2005, 20:15

На этой неделе Россия стала самой прозрачной страной мира. Сведения о доходах граждан больше ни для кого не тайна.

На этой неделе Россия стала самой прозрачной страной мира. Сведения о доходах граждан больше ни для кого не тайна. У налоговой полиции, которая обещала здоровый сон в обмен на уплату налогов, украли базу данных, и тут же выбросили в свободную продажу. Информация о доходах вкупе с местом работы и домашним адресом — что еще нужно для счастья вымогателям или ворам-домушникам?

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Гордеевой

«Пропало желание? Заплати налоги и живи спокойно». Граждане расслабились и уснули. Сон оказался недолгим. Самый ходовой товар недели — все тайны налоговой полиции на одном диске. Главное — не дорого.

Павел Астахов, адвокат: «В общем, правда, но не вся правда. Некоторые данные отсутствуют просто».

Адвокат Астахов так до конца и не понял: это налоговая о нем чего-то не знает или в краденной базе ошибочка вышла. Вот уже и избиратели заинтересовались своими избранниками. Депутат Гудков до последнего не верил, что его доходы — народное достояние, а убедившись, растерялся.

Геннадий Гудков, депутат Госдумы РФ: «Получается, что мы все голенькие перед злоумышленниками. Абсолютно. Потому что, если взять совокупность баз, то о нас известно практически все».

«Пора выйти из тени — время платить налоги», гласила реклама. «Выходить из тени» помогал круглосуточный дозор. Граждане становились все добропорядочнее и все больше узнавали друг о друге. Сначала на прилавках появилась база Госавтоинспекции, потом — домашних телефонов, таможенных и банковских дел. Вот и налоговая полиция вышла на рынок: «Савеловский», «Митинский», далее везде…

Личные сведения о гражданах свободно продаются с рук в московских пробках. Цена договорная: от 500 до 1500 рублей, в зависимости от актуальности базы.

Для интересующихся — все подробно. Из базы ГАИ можно узнать, какая у человека машина, в налоговой — справиться о зарплате, уточнить домашний адрес. Найти телефон и вовсе проще простого. Теперь потенциальная жертва как на ладони.

Аркадий Укупник, потерпевший: «Офицер сказал, что надо принести 15 тысяч долларов в течение часа вот туда-то, иначе тюрьма».

Неизвестные позвонили артисту по личному телефону. Требовали имевшуюся сумму денег, шантажировали конфиденциальной информацией. Деньги не попали в руки преступников по чистой случайности.

Антон Кричков, директор по продукции компании по информационной безопасности: «С технической стороны, конечно, база сделана с расчетом на неподготовленного пользователя. То есть, любой человек мало-мальски знакомый с компьютером и офис-приложением сможет достаточно легко выполнять поиск по этой базе данных».

То, что раньше знали лишь в бухгалтерии, теперь обсуждают в курилках. Простая и изящная в исполнении база данных знает ответы на все вопросы: сколько зарабатывает президент Путин, где живет премьер Фрадков и какой номер паспорта у мэра Лужкова. Специалисты уверяют: тот, кто копировал эти файлы, никуда не торопился и работал основательно.

Александр Додохов, специалист по базам данных: «Судя по объему информации, скорее всего, это легальные работники той же налоговой. Если посмотреть в базе их зарплату, наверное, она будет маленькая. Ну, зарабатывают таким образом. Хакеру украсть это, побайтно вытащить откуда-то из сети — ну, это нереально».

Секретные чертежи ракет и атомных станций наверняка стоят дороже. Только их в столичных пробках не продают. Свои тайны государство хранит за семью печатями и сурово карает шпионов. До простых человеческих секретов руки не доходят.

Юлия Остроухова, председатель компании-оператора сотовой связи: «До тех пор, пока в процесс будут вовлечены непосредственно люди, а не роботы, все равно будет играть роль человеческий фактор — желание легко получить деньги, при этом абсолютно никак не потрудившись».

Из коммерческих компаний утечка данных — редкость. Ведь разглашение ударит по имиджу, а значит и по бизнесу. Приходится тратиться на информационную безопасность. Специальная программа дотошно фиксирует: когда, где и с какими файлами работал сотрудник.

Алексей Сабанов, коммерческий директор компании по информационной безопасности: «Если каждый сотрудник, допущенный к работе с базами данных, которые содержат конфиденциальную информацию, будет знать, что неотвратимо придет наказание, то он никогда не сделает этого преступления».

Официально ответственным за неотвратимость наказания назначили самое продвинутое в стране милицейское подразделение — Управление «К». Правда, там никого из тех, кто крадет лично, с поличным не поймали. Ведь не придешь так запросто в налоговую службу и не скажешь: «Здравствуйте! У вас завелся „крот“».

Читайте также