Французские власти осознали, что воюют не просто с хулиганами

05.11.2005, 19:43

Сегодня французские власти впервые признали: на парижских улицах они столкнулись не с беспорядками, а, наоборот — с порядками хорошо организованного и управляемого бунта. В одной лишь столице минувшей ночью сожгли 656 автомобилей, а всего в стране — 897. Волнениями охвачены Лион, Дижон, Лилль, Бордо, Тулуза и Руан. По словам генпрокурора Ива Бота, «это движение угрожает основам республики».

Сегодня французские власти впервые признали: на парижских улицах они столкнулись не с беспорядками, а, наоборот — с порядками хорошо организованного и управляемого бунта. В одной лишь столице минувшей ночью сожгли 656 автомобилей, а всего в стране — 897. Волнениями охвачены Лион, Дижон, Лилль, Бордо, Тулуза и Руан. По словам генпрокурора Ива Бота, «это движение угрожает основам республики».

Репортаж корреспондента НТВ Вадима Глускера.

То, чего так опасались французские власти, произошло на десятый день противостояния между уличными бандами воинствующих подростков и силами правопорядка. Волна насилия докатилась до благополучных пригородов Парижа и, что самое главное, до столицы Франции. Здесь, в Сюрене, минувшей ночью сожгли 50 машин на подземном паркинге. После этого молодчики не успокоились — они перешли мост, отделяющий Сюрен от Парижа, и уже здесь, в столице Франции, сожгли еще 13 автомобилей.

На десятый день волнений в Олмэй-Субуа — в городе, в котором всё и началось, ведь именно здесь два подростка, думая, что их преследует полиция, сгорели заживо в трансформаторной будке — решили провести марш протеста против насилия. Протестующих, впрочем, было немного — человек 500. Они молча прошли не столько по улицам, сколько по местам преступлений.

Жерар Годрон, мэр г. Олмэй-Субуа: «Я — мэр города, мне всё надоело. Я хочу показать всей Франции и всему миру, что Ольмэе — это нормальный город и что люди живут здесь вне этих событий».

Эта ночь была самой бурной. По всей Франции сожгли 900 автобусов, автомобилей и мотоциклов. Сейчас уже нет смысла перечислять все города и пригороды, охваченные огнем — список уж больно большой будет. Причем горят не только автомобили. Горят школы, магазины, мебельные фабрики, полицейские участки.

Жительница Франции: «Как грустно всё это. Ведь в основном жгут машины бедных людей, а эти автомобили не застрахованы. У людей нет денег на их страховку».

При этом власти сохраняют внешнее спокойствие, перебрасывая всё новые силы в районы, как уже здесь говорят, «настоящих боевых действий». За последнюю ночь 258 арестов. Что еще делать, обсуждали сегодня на экстренном заседании правительства. О конкретных мерах журналистам не сообщили.

Николя Саркози, министр внутренних дел Франции: «Республика никогда не согласится с насилием. От насилия страдают те, кому труднее всего живется. Мы завели сегодня ночью десять уголовных дел, и, поверьте, приговоры будут очень серьезными. Ведь любой сгоревший автомобиль — это серьезное преступление».

Для Николя Саркози волнения в пригородах — двойная проверка на прочность. Это он в свое время ввел специальные подразделения полиции на местах, то есть в трудных районах. Это он пообещал искоренить преступность в зонах, окружающих крупные города. На этом же строится его уже начавшаяся предвыборная кампания. Он никогда не скрывал, что хочет занять кресло в Елисейском дворце в 2007 году. Сегодня он впервые, пусть и косвенно, заговорил о том, что волнения могут быть кем-то организованы.

Николя Саркози, министр внутренних дел Франции: «Мы должны оставаться бдительными и не реагировать ни на какие провокации. Ведь совершенно ясно, что двух подростков, погибших в трансформаторной будке, никто не преследовал. Это была провокация».

Министра внутренних дел поддержал сегодня и генеральный прокурор Парижа Ив Бот. Он однозначно заявил, что беспорядки устраивают организованные банды. Способы действия этих организованных банд неоспоримо указывают на наличие координации между ними, сказал генпрокурор, добавив, что на некоторых интернет-сайтах появляются адресованные другим городам призывы присоединяться к движению в парижском регионе.

И действительно — беспорядки устраивают мобильные группы молодых людей или, возможно, даже не очень молодых, поскольку они носят маски. Они приезжают на скутерах, бросают бутылку с горючей смесью и уезжают. Задерживать их чрезвычайно трудно. Так что совершенно очевидно: беспорядки направлены против республиканских институтов и против социальной политики властей, которые 30 лет пытались хоть как-то решить проблему трудных пригородов. Пытались только социальными программами.

Читайте также