Борьба интересов: за реконструкцию Гостинки бьются старые и новые акционеры

06.12.2013, 14:53

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На Совете директоров Большого Гостиного двора в Петербурге обсудили грядущую реконструкцию универмага. К грядущим работам приковано особое внимание общественности после заявления инвесторов о намерении накрыть один из ключевых архитектурных городских объектов стеклянным куполом. Эта новость взволновала как градозащитников, так и арендаторов комплекса.

В Петербурге назревает очередной градостроительный скандал. И снова речь о центре города и планах инвестора в этот раз изменить привычный облик Большого Гостиного двора. Причем основная волна возмущения пока идет от акционеров универмага, недовольных планами реконструкции комплекса. Они считают, что если концепция будет реализована, пострадают интересы не только их самих, но и простых горожан.

Корреспондент НТВ Катерина Правдина о вызвавшем большие споры проекте.

Компания «Форт групп», купившая 10% акций Большого Гостиного двора, представив свою концепцию развития универмага чиновникам, теперь готовит финансово-экономическое обоснование своей идеи. Она сводится к одному — повысить эффективность бизнеса на территории старейшего торгового дома и увеличить прибыль. Сделать это системный оператор сетевых торговых центров намерен путем реконструкции Гостинки.

Максим Левченко, управляющий партнер компании-акционера: «Всю логистику вынести в существующий двор и существующие улицы, а торговлю организовать таким образом, чтобы она существовала по разные стороны этого мола. Что позволит сделать магазины правильной формы, в правильной нарезке и тем самым оптимизировать площади».

Акционер не видит особых преград для внедрения инженерно-архитектурных замыслов в том, что здание Гостиного двора — памятник, еще и расположенный в охранной зоне. И возлагает надежды на историко-культурную экспертизу, которая должна не только определить ценность объекта, но и рекомендовать, что дозволено.

Глобальные перемены, по задумке авторов реконцепции, коснутся, прежде всего, внутреннего пространства Большого Гостиного двора. Проходы, больше похожие на улицы, а также площадь между корпусами предлагают накрыть атриумами. Увеличив тем самым торговую площадь с 16 тыс. квадратных метров до 70«.

Среди аргументов акционеров назывался и тот факт, что в свое время Гостиный двор уже украшал купол. Впрочем, как выяснил Кирилл Бурмаков, декор был признан неуместным.

Гостиный двор — первый в Петербурге памятник раннего классицизма. С него началась история этого стиля в русской архитектуре. Его внутренние помещения перестраивались не раз. Изменения касались и фасада здания.

В период эклектики, которому свойственно украшательство, Альберт Бенуа занимался убранством Гостиного двора. Тогда на внешнем фасаде появился декоративный купол. Он был виден лишь с Невского проспекта и в советское время был разобран как диссонирующий элемент».

Купол, выполненный в духе французского Ренессанса, был на 100 с лишним лет моложе самого Гостиного двора. По мнению историков, все элементы, которыми здание универмага обрастало с момента постройки, излишества.

Борис Кириков, историк архитектуры: «Что нам дороже — классицизм, Волен Деламот, первый ключевой памятник русского классицизма или декоративные случайные элементы, которые были совершенно справедливо разобраны в 1940-х годах».

Всякое вторжение, меняющее облик памятника архитектуры, очень деликатное дело. В свое время гостинодворские купцы выступали против проекта Бенуа, ратуя «за сохранение памятников в их подлинности, как во всем цивилизованном мире».

На Совете директоров Гостиного двора предлагаемую реконцепцию не обсуждают. Потому, что говорят: с ней незнакомы. Владельцев десяти процентов акций они пока не могут назвать даже акционерами. Сведения о компании у них весьма неопределенные.

Елена Коршунова, генеральный директор ОАО «Большой Гостиный двор»: «Когда нам стало известно из прессы, что компания „Форт Групп“ стала нашим акционером, а мы такого уведомления не получали, мы запросили реестродержателя и Центробанк, который осуществляет контроль за оформлением документов. От реестродержателя получили информацию, что они ничего не знают о смене акционеров. На сегодняшний день они не входят в состав Совета директоров».

О намерениях реконструировать универмаг в самом торговом доме узнали еще и из комитета по охране памятников, с которым у Гостиного двора, конечно, заключено охранное обязательство. С разработками новых инвесторов управленцы Гостинки познакомились в комитете по инвестициям.

На совещание с вице-губернатором, изначально заявленное как «комплексное инвестиционное развитие территорий в границах исторического центра», на котором обсуждали только Гостиный двор, членов совета директоров универмага не пригласили.

Они пришли по собственному желанию и получили задание — предложить свой проект реконструкции и реставрации, который и так у них есть. И все поняли: серьезные перемены не исключены.

Нынешние управленцы Гостиного двора настаивают: универмаг, созданный в 1954 году, сохранил тренд — занимается собственной торговлей. 40% товаров агенты закупают самостоятельно, 60 — приобретают у крупных производителей. Больше половины из них, кстати, российского производства.

Кому-то, возможно, соседство малоизвестных отечественных брендов с галерей высокой моды может показаться неразумным. Но до недавнего времени нареканий это не вызывало. Поэтому у совета директоров сегодня напрашивается совершенно однозначный вывод, что происходит.

Надежда Тушакова, председатель Совета директоров ОАО «Большой Гостиный двор»: «Конечно, увидел красивый фасад торгового центра и подумал: „А почему бы мне не захватить Гостиный двор?“ И имея административный ресурс, молодые люди думают, что это киоск, вокзал, который можно захватить. Завтра придут „маски-шоу“, всех положат. Лично мне удивительна позиция руководителей инвестиционного комитета, которые, не считаясь с мнением налогоплательщиков, видимо, выполняют чью-то просьбу или заказ».

Подробнее — в итоговом репортаже НТВ-Петербург.

Читайте также