По чугунным люкам можно изучить историю Северной столицы

04.12.2013, 19:00

Видеосюжет: Мария Сапожникова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Старинные люки уходят в прошлое. Все чаще в Петербурге их заменяют на современные европейские образцы. Самые яркие раритеты отправляются в музей «Водоканала».

В Петербурге с каждым днем становится все меньше старинных люков, которые, по мнению экспертов, представляют настоящую историческую ценность. По этим, казалось бы, обычным канализационным крышкам можно проследить развитие города. Но, тем не менее, их чаще не реставрируют, а просто меняют на новые.

Счищая лед с крышки люка, краевед Сергей Бабушкин буквально читает по ней историю города. Смотреть под ноги для него теперь профессиональная привычка. Он полюбил ходить пешком и никогда не наступает на люки. Не только из-за пиетета перед свидетелями старины, просто верит в приметы. Новое увлечение началось со случайно замеченной старинной надписи на чугунной крышке. Теперь ни одна из них не ускользает от его взгляда.

Люк с опечаткой уже в новой орфографии — значит старше 1918 года, но еще с надписью Петроград, получается моложе 1924. Гуляя по городу, историк словно разгадывает квест. Вся история Петербурга-Петрограда-Ленинграда отразилась в этих предметах. Например, дореволюционный люк, где слово канализация еще написано через i. Значит он уже век на этом месте.

Как отмечает корреспондент НТВ Мария Сапожникова, один из дворов на Московском проспекте — удача для историка. Здесь сразу несколько видов старинных чугунных крышек. Примерно 30-х годов. Бывает? все вокруг уже изменилось, а крышки все те же. Или, например, они составляют общий рисунок мостовой. Как во дворе Морского университета.

Даже если они выйдут из строя, их придется заменять такими же. Сохранять крышки люков на территории памятников уже стараются. В Петропавловской крепости есть несколько ценных экспонатов, которые смело можно топтать ногами. Но следить за люками, даже если они исторические, за пределами охраняемых зон сложно.

Иван Шаховской, руководитель управления популяризации объектов культурного наследия КГИОП: «Это делать с точки зрения закона об охране памятников довольно сложно. Это было бы невыполнимым обременением. Как, например, ездить на трамваях начала ХХ века».

Подробнее — в репортаже НТВ.

Читайте также