Скандал с «Электроном» имеет глубокую подоплёку

18.10.2005, 20:59

История с российским траулером «Электрон», который норвежская береговая охрана пыталась задержать за нарушение правил рыболовства, вылилась в международный скандал.

История с российским траулером «Электрон», который норвежская береговая охрана пыталась задержать за нарушение правил рыболовства, вылилась в международный скандал. Представителям МИДа и ФСБ во вторник пришлось выступить с комментариями.

Проигнорировав требование норвежских инспекторов, судно взяло курс на Мурманск. На его борту оставались двое норвежских инспекторов. В Осло это расценили как захват заложников. В течение дня во вторник траулер сопровождали норвежские корабли.

Окончательная оценка действиям российского капитана будет дана позже, однако уже сейчас ясно, что этот скандал связан с разногласиями по поводу правил рыболовства в районе Шпицбергена. Экономическая зона, где остановили траулер, введена Норвегией в одностороннем порядке. Телекомпания НТВ сообщает подробности.

С точки зрения норвежских пограничников, траулер «Электрон» — злостный нарушитель и браконьер. Его уже задерживали три года назад за лов рыбы в норвежской экономической зоне. Правда, эта запретная зона вокруг Шпицбергена существует только на норвежских картах, а другие страны ее пока не признали.

Шпицберген долго был ничьим. Только в 1920 году было подписано соглашение о передаче архипелага под юрисдикцию Норвегии, но с условием — остальные страны вправе вести здесь свободную рыбную ловлю и разработку недр.

Норвегия постепенно стала вытеснять посторонних. В 1977 году была введена двухсотмильная охранная зону с ограничением рыбной ловли, вскоре правила снова ужесточили ради охраны окружающей среды.

Эти запреты были неэффективными, советские траулеры не обращали внимания на норвежские пограничные суда. Норвежцы не слишком мешают японским, исландским, американским рыбакам, но флот новой России, кажется, попал на удочку.

Андрей Лосев, владелец траулера «Электрон»: «Ни для кого не секрет, что ни одно из судов не покинуло порты Норвегии, не заплатив штрафа».

Ойвин Нордслеттен, посол Норвегии в РФ: «Мы считаем, что мы имеем полное право создать там такую рыбоохранную зону, которая действует больше 25 лет, и мы не во всем согласны с Россией по этому поводу».

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Инцидент произошел в районе Шпицбергена, в зоне, которую норвежская сторона объявила рыбоохранной, а мы никогда не соглашались с параметрами, которые были установлены норвежцами в одностороннем порядке для этой зоны».

Каким же образом «Электрон» нарушил местный закон об охране природы? Моряки закинули неправильный невод — ячейки, по норвежским стандартам, слишком мелкие, вылавливают все, вплоть до мальков.

Но участников конфликта интересует не только здоровье рыбьего молодняка. Вопрос еще глубже. На шельфе, возле Шпицбергена находится огромное газовое месторождение, содержащее до двух триллионов кубометров, и в Норвегии хотели бы пересмотреть границу полярных владений России.

Игорь Чернышенко, член комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока: «Я ссылаюсь на слова руководителя правящей партии, который говорит, что Норвегия должна усилить свое присутствие в северных морях — военное, политическое, экономическое. Я думаю, что это элемент не новой, но усиленной политики, которую наши соседи проводят последние годы».

Погоня за «Электроном» — лишь следствие этой борьбы. Необычный статус так называемой «серой территории» и раньше приводил к конфликтам, но их удавалось решать дипломатически.

В любом случае, капитан не должен бежать из-под конвоя, да еще прихватив двух норвежских офицеров. Начальник Мурманского пограничного управления ФСБ Росси Виктор Губенко заметил, что действия капитана «не поддаются логическому объяснению».

Есть и другое мнение. Этот случай вскрыл застаревшую проблему Шпицбергена и, может быть, переговоры ускорятся, а власти двух стран найдут окончательный компромисс.

Читайте также