Петербуржцы разгадывают авангардный язык Малевича

02.12.2013, 18:39

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Русском музее открывается выставка, посвященная творчеству самого известного мастера живописи супрематизма.

Что было до и после «Черного квадрата» решили рассказать и показать в Русском музее, где открылась выставка, посвященная Казимиру Малевичу. Экспозиция отражает два периода творчества создателя супрематизма. Периоды представлены в полной мере, ведь в Петербурге — самая большая в мире коллекция работ художника.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков посмотрел на малоизвестные образцы живописи авангарда.

Это было 100 лет назад, в начале декабря 1913-го. Газета «Раннее утро», уделяя основное место на полосе гражданским бракам и скандальным романам, кратко сообщала: «Несколько дней тому назад состоялся первый спектакль футуристов». В заметке, впрочем, не указывалось, что декорации к постановке «Победа над солнцем» создавал Казимир Малевич.

«Победе над солнцем» посвящены несколько залов. В одном фотографии, в другом — афиши и эскизы костюмов, наконец в третьем — сам спектакль: на большом экране — максимально точно восстановленная версия постановки, которую делали совместно специалисты Русского музея и Московский театр Стаса Намина.

Малевич для Русского музея — особенный художник. Не только потому, что громкое имя и большая коллекция в фондах. Дело в том, что какое-то время он даже жил в этом здании, курируя направление новейших течений в живописи. И сегодня здесь пытаются рассказать о том, что, как ни странно, этот художник до сих пор не оценен и не открыт.

Еще один экспонат, который в Русском музее до сих пор не показывали ни разу — это посмертный слепок с правой руки Казимира Малевича. Он был сделан одновременно с посмертной маской и до начала 2000-х хранился в фондах музея. Но где именно, точно никто не знал.

Каждый зал будто другой художник: от импрессионизма через супрематизм к кубофутуризму. Малевич находился в постоянном поиске. И пресловутый «Черный квадрат» (здесь выставлена версия 1923 года) — это лишь один из этапов, а не средоточие всего творчества.

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе: «Если вы приглядитесь, как это сделано, то убедитесь, что это потрясающе. И он сам об этом все время говорит, что нужно изображать не движение того, как лошадь бежит, а изображать само по себе движение. И он его там изображает, если вы посмотри те картину „Скачет красный конь“. То есть он предлагает новый язык искусства».

Стихи Кручёных и музыка Матюшина, листки афиш и эскизы в тетрадях. Выставка в Русском музее, конечно, получилась не только об одном художнике, но об авангарде вообще, пусть даже Малевич особенно преуспел в изобретении нового языка.

Читайте также