Бизнес хочет участвовать в управлении учебными заведениями

10.10.2005, 15:57

Переход к всеобщему 11-летнему обучению в российских школах произойдет к 2010 году.

Переход к всеобщему 11-летнему обучению в российских школах произойдет к 2010 году. Лучшие школы будут получать гранты, бизнесмены готовы выдавать кредиты выпускникам российских вузов. Об этом было заявлено в понедельник на заседании коллегии министерства образования и науки. Телекомпания НТВ сообщает подробности.

В рамках реформы образования поставлена главная задача — повысить качество обучения, при этом, по возможности, сохранив его доступность. Правда, пока не совсем ясно, как эти задачи следует решать.

Михаил Фрадков, премьер-министр России: «Вот мы говорим о том, что на Запад уезжают наши специалисты. С одной стороны, это характеризуют уровень знаний тех людей, которые принимают участие в проектах за рубежом. И одновременно это говорит о невостребованности, о недостаточной обеспеченности этих специалистов в России».

Министр образования Андрей Фурсенко представил некоторые критерии, по которым будет развиваться средняя и высшая школа.

Первый критерий: компьютеризация и подключение к Интернету всех школ. Второе: выплата грантов самым успешным ученикам. Третье: в армии необходимо давать начальное или профтехобразование для того, чтобы призывники могли по желанию продолжить свое образование. Четвертое: на базе вузов надо создавать бизнес-школы, то есть учить выпускников азам бизнеса. И, наконец, пятое: поощрение лучших учителей.

Будет выделено 10 тысяч грантов по 100 тысяч рублей в год. На самом деле, это не так много. Было подсчитано, что из шести средних школ в год примерно один учитель будет получать эту премию.

Основной принцип — будут поддерживать тех, кто себя уже хорошо зарекомендовал. Так, премии будут получать в первую очередь те учителя, которые активно участвовали в научно-методической работе, в конференциях и семинарах.

Были и спорные предложения. Так, возможно, зарплата учителя будет зависеть не только от количества проведенных часов, но и от того, сколько учеников этот учитель обучил, то есть от наполняемости класса или аудитории. Это вызвало бурную дискуссию.

Сразу же возникли противоречия. Как быть в сельских школах, где наполняемость классов очень низкая? Не возникнет ли у учителей желание набрать в свой класс побольше учеников, чтобы получать повышенную зарплату?

Правда, все эти критерии, предложенные министром образования, вовсе не являются догмой. Недавно министерство опубликовало эти предложения в газетах и сейчас призывает весь народ к их активному обсуждению.

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ: «Мы попросили всех заинтересованных участников (а заинтересована в этом, я считаю, вся страна), дать свои комментарии и предложения с тем, чтобы мы смогли выработать какой-то общий подход. Этот подход имеет отношение к оценке труда учителя в целом».

И уже прозвучали конкретные предложения, реформой образования заинтересован бизнес. Бизнесу нужны совершенно конкретные специалисты, и они готовы поддержать их обучение рублем.

Александр Шохин, президент РСПП: «Традиционный подход — бизнес должен давать деньги на образовательные системы в рамках спонсорства, других форм поддержки образования. Но это только надводная часть айсберга. Бизнес хочет участвовать в формировании профессиональных образовательных стандартов. Бизнес хочет участвовать непосредственно в управлении учебными заведениями, будь то вузы и даже школы».