Многоквартальные проблемы: как построить высотки, не забыв о поликлиниках и дорогах

19.11.2013, 14:23

Видеосюжет: Мария СапожниковаАлександр Щерба
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На севере Петербурга прошли публичные слушания проекта застройки территории новыми жилыми домами. В городе резко возросли темпы возведения жилья, но при этом отсутствуют нормальные дороги, детсады и школы внутри кварталов. Почему же при возведении новостроек не учитывают очевидные и такие необходимые вещи?

Сегодня жители Выборгского района Санкт-Петербурга пытались отстоять свои интересы на публичных слушаниях, посвященных межквартальной застройке. Главная претензия — отсутствие продуманного планирования: мало социальных объектов и неудачное их расположение, а также отсутствие дополнительной дорожной инфраструктуры.

То, что сейчас в городе на Неве резко возросли темпы возведения жилья, видно невооруженным глазом, но вот новых подъездов к строящимся домам как-то не заметно. Почему при появлении целых кварталов не строят новых дорог и даже не расширяют старые, задумался корреспондент НТВ Александр Щерба.

Еще не подведены строительные итоги года, но можно не сомневаться: Петербург и на этот раз один из лидеров по вводу в эксплуатацию квадратных метров. Город интенсивно развивается. Городская черта все дальше и дальше от центра.

Тенденция последних лет: город переходит от точечной застройки к многоквартальной. И до определенного этапа это выгодно многим. Городская территория стремительно развивается. Строительный бизнес продает жилье уже не домами, а кварталами, тем самым даже немного снижая цену. И когда все построено, казалось бы: живи да радуйся. Но не получается.

Картину портит транспортная инфраструктура. Другими словами, дороги остаются слабым звеном, которое не позволяет получить удовольствие от новоселья. Современный квартал в Приморском районе. Вся цивилизация — в шаговой доступности. Однако выезд из него упирается в проспект Королёва, который проектировался и был построен еще в 1973 году, 40 лет назад. С тех пор ширины проезжей части катастрофически не хватает.

Тем временем люди добираются до работы из элитного пригорода в заторах. Многочасовые пробки лишают преимуществ любое загородное жилье. И это при том, что для таких мегаполисов, как Петербург, существуют официальные нормативы, согласно которым городская инфраструктура гарантирует каждому человеку, что в течение 45 минут он может доехать от дома до работы. Только эти правила отстали от сегодняшней реальности на десятилетия.

Александр Солодкий, доктор экономических наук, проректор по развитию и дополнительному образованию СПбГАСУ: «Это СНиП 1975 года. Реально мы пользуемся нормативами 1975 года. Город уже сформирован. Поменять не так-то просто».

Однако некоторых сложностей можно легко избежать. Достаточно лишь выработать жесткие правила между частным бизнесом и властью. Иногда, делая одно дело, они как будто говорят на разных языках.

Александр Солодкий, доктор экономических наук, проректор по развитию и дополнительному образованию СПбГАСУ: «Жилье строят за счет денег граждан, за счет инвесторов, а транспортная инфраструктура строится за счет бюджета. И наш бюджет, к сожалению, не поспевает за таким стремительным развитием территории».

Как не допустить градостроительной неразберихи? Неплохие перспективы у проектов, похожих на «Балтийскую жемчужину». Ведь кому, как не китайским строителям известно, как разместить большое количество жителей на относительно маленькой территории. Корреспондент НТВ Мария Сапожникова прогулялась и оценила.

На последнем этаже новостройки новая концепция жилой среды видится, как игра в конструктор. На отдельно взятом участке как будто целый городок. Жилые дома, бизнес центр, школа, магазины и детский сад.

Первое, что бросается в глаза в квартале: дома еще не до конца заселены, а школа уже практически готова и даже отчетливо виден стадион. Это, скорее, исключение из нынешних правил. Большой свободный участок на берегу залива. Велик соблазн застроить его высотками.

Но тут оставили место малоэтажным корпусам, свободному пространству и обыграли каналы. Еще одна обязательная черта современного строения — подземный паркинг, дворы освобождают от машин.

Создание типовых микрорайонов в советское время уже подразумевало похожую концепцию — полную социальную инфраструктуру. В каждом квартале так называемых хрущёвок есть школа, детский сад и универмаг. Но тогда возникла другая проблема с такой застройкой. Жильцов немного, а пространства между домами большие.

В итоге пришли к тому, что горожане перестали считать территорию вокруг дома своей и, соответственно, облагораживать ее не спешили. Теперь урбанисты при планировании новой живой среды особое внимание уделяют разделению общественного пространства и личного.

Антон Финогенов, директор Института территориального планирования «Урбаника»: «Публичное пространство идет по периметру застройки, где располагаются магазины, социальные объекты. И это пространство доступно всем жителям города. Приватное пространство — это двор, где есть объекты соцобеспечения только для жителей этого двора».

Идея новой концепции застройки — это как город в городе. В рамках одного жилого района должен обеспечиваться весь спектр ежедневных потребностей населения: магазины, театры, рабочие места. Но пока получается, что идею такого района власти принимают буквально. Раз все есть, то и выезжать отсюда не надо. Но развитие такого квартала невозможно вдали от транспортной доступности. А это проблема без участия государства не решается.

Подробнее — в итоговом репортаже НТВ-Петербург.

Читайте также