Разгильдяйство или мошенничество: дизайнерам не выплатили миллион за авторские вещи

13.11.2013, 18:26

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Группа дизайнеров пишет заявления в полицию на руководство одного из городских креативных пространств, где мастера разместили свои работы, но не получили за это ни копейки.

Молодые петербургские дизайнеры считают, что стали жертвами мошенников. Почти 40 человек решили воспользоваться услугами невероятно актуального сейчас направления — креативного пространства, когда созданные вещи передаются определенному лицу для реализации. Вся проблема в том, что договоры заключались через посредника. И теперь дизайнеры, по их словам, не могут получить в общей сложности почти миллион рублей.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

В небольшой мастерской в центре они собрались, чтобы еще раз убедиться в своих намерениях — добиться улаживания конфликта с организаторами пространства «Троицкий», где все они реализовывали свои авторские товары. И где при закрытии столкнулись финансовые интересы дизайнеров и креативных управленцев.

Сергей Филонов, представитель дизайнера: «Проблемы с платежами начались еще в начале 2013 года. Они просто стали задерживать платежи. Последний платеж был в январе. В конечном итоге мы забрали оттуда вещи и составили общий список тех вещей, за которые нам должны деньги на сумму 89 тыс. 100 рублей».

89 тысяч в общем списке сумма большая. Есть задолженности шесть, десять тысяч. Для многих этот бизнес стал первым опытом. Как оказалось, не очень удачным. Креативные пространства — то, куда идут начинающие, нераскрученные в надежде быть увиденными или услышанными поклонниками культуры неширпотреба.

Лофты, как правило, объединяют людей, постоянно пребывающих в тренде. И в тренде не предпринимательском. Возможно, поэтому причина этого конфликта кроется в банальных документах.

Мария Мануилова, модельер: «У меня было оформлено ИП, но когда я пришла туда оформлять документы, мне сказали, что им это все не нужно. И был оформлен договор на физлицо».

В июне этого года по 3-му этажу «Пассажа», где располагалось пространство, поползли слухи о закрытии тысячиметровой модной зоны. При этом некоторые в это время лишь пришли работать в «Троицкий» — место, обладающее соответствующей харизмой — старый город, наполненный хипстерами.

Спустя два месяца, закрытие пространства ознаменовалось заявлениями сразу во все правоохранительные органы с просьбой разобраться и возбудить уголовное дело по факту мошенничества.

Ростислав Голомидов, представитель итальянского дизайнера: «Сработал принцип „Хотели как лучше, а получилось как всегда“. Где-то в процессе люди поняли, что на этом проще заработать: закрыть проект, чем продолжать его существование».

Впрочем, руководство компании, управлявшей пространством и закрывшей его, сначала заверяло: доход от проданного товара и депозиты вернут. Но проведя ревизию и сверку от слов отказалось.

Александр Басалыгин, учредитель компании-организатора пространства «Троицкий»: «Никто никому не собирался ничего не довыплачивать и как-то хитрить. Но когда поставлен вопрос, что у лиц нет договора, гендиректор и учредители с ним не знакомы, их никогда не видели, у них нет вменяемых накладных. Почему в этом случае мы должны вести с ними взаимоотношения?»

По мнению создателя креативных пространств (в Петербурге у Александра Басалыгина их несколько), финансовая неразбериха в «Троицком» могла произойти в тот момент, когда дизайнеры выбирали форму взаимоотношений. Некоторые, впрочем, утверждают, что документы у них есть.

В любом случае теперь уже следствие, а потом и суд будут определять, стали ли денежные споры результатом мошенничества или творческого разгильдяйства.

После этой истории столь привлекательные разнообразием идей и оригинальностью предлагаемых товаров и услуг креативные пространства невольно оказались приравнены к обыкновенным бизнес-проектам, и как следствие — к типичным финансовым конфликтам. Что, конечно, не делает их интереснее и неординарнее.

Читайте также