Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»
На выставке в Петербурге представили предметы, которые могли бы стать основой для постоянной экспозиции, посвященной знаменитому абсурдисту и обэриуту.
В
Корреспондент НТВ Юлия Олещенко увидела экспонаты.
В гости к Хармсу до сих пор ходили, открывая не двери, а страницы книг. Наследие знаменитого обэриута по странному стечению обстоятельство было лишено постоянной прописки. Теперь же и столик из коммунальной квартиры поэта, и драгоценный немецкий радиоприемник, и книги, и ноты с пометками Хармса уютно расположились в музее Достоевского.
То, что классик Фёдор Михайлович пригласил в гости авангардиста Даниила Ивановича, конечно, дело случая. Того самого, высшего порядка. Если бы в блокаду друг Хармса Яков Друскин не сохранил чемоданчик с бесценными рукописями, если бы много лет спустя они не попали в руки современного петербургского издателя, то и не было бы нынешнего пиршества духа.
Пришло время услышать, как звучат пока не опубликованные стихи Хармса и представить, как должен выглядеть пока не основанный музей.
Валерий Сажин, литературовед: «Хармс написал такую миниатюрку: „Был один рыжий человек. У него не было ног, у него не было рук и живота у него не было, и головы. И вообще непонятно, о ком мы говорим“. Вот есть вроде такой музей Хармса, но у него нет места, у него нет билетерши, которая сидит и продает билеты. У нет того и
Предложение исключить из посетителей детей, столь не любимых Хармсом отклика не нашло.
Юрий Норштейн,
Те, кто знал Хармса лично, настаивают на особой театрализованной атмосфере.
Александр Траугот, художник, приятель Даниила Хармса: «На самом деле шекспировские слова Весь мир театр, а люди в нем актеры „ про Хармса сказаны. Потому что он, например, когда в армию призывался, он пришел голый в военкомат, потому, что все равно нужно было раздеваться“».
Те, кому близка не только литература, но и история, рекомендуют превратить хармсовский обэриутский музей в музей странного и страшного их времени.
Яков Гордин, главный редактор журнала «Звезда»: «Обэриуты, которых называют абсурдистами, они были реалистами высшей пробы. Потому что они писали на самом деле о сути того, что происходило вокруг них. Это была вот та абсурдная, но реальная жизнь
Владельцев коллекции личных вещей и автографов Хармса не устроил даже исторически оправданный вариант пятый этаж Дома Зингера. Где размещался «Детгиз».
Алексей Захаренков, генеральный директор издательства «Вита Нова»: «У нас преамбула к сегодняшней выставке и каталогу „Музей, которого нет“. Может быть, этот музей должен быть всегда закрыт? Может это музей, который будет путешествовать с разных площадок. В Москву нас приглашают. Посмотрим».
В одном из писем Даниил Хармс признался: «Моя забота создать правильный порядок <…> рассказать, описать, протанцевать и построить». Чем не руководство для создателей музея?
Читайте также
- Сразу три выставки открылись в музее искусства
Санкт-Петербурга - На Витебском вокзале в Петербурге предлагают разгадать «Тайны Карениной»
- Петербургский литературный музей «ХХ век» оживил Михаила Зощенко
- Художник, режиссер и литератор: в Петербурге открылась выставка Виктора Тихомирова
- Эрмитаж принял в дар «Божественную комедию» Данте с рисунками великого Дали
- Рисунки, фотографии, письма: в «Фонтанный дом» привезли редкий семейный архив Николая Пунина