В немецком городке Хальберштадт начался концерт длиной в 6,5 века

06.10.2013, 09:05

Видео программы «Сегодня»

В соборе Хальберштадта сменилась тональность мелодии, которую играет местный орган. Зазвучали ноты «ми», «ре диез» и «ля диез». И событие это — без преувеличения — историческое. Ведь теперь эти три ноты будут беспрерывно звучать ближайшие 7 лет.

Музыкальную пьесу знаменитого концептуального композитора Джона Кейджа под названием «Медленно, насколько возможно» растянули едва ли не до невозможно медленного. По задумке, орган должен играть ее до XXVII века. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг послушал музыку, которая будет вечной.

Ни дождь стеной, ни полдня в пути до этой немецкой глубинки посвященных в искусство, звучащее за дверью неприметной церкви, не могло отвадить.

Томас Камме: «Мы сюда 6 часов ехали. Прибыли загодя — за 2 дня. У меня это уже пятый раз».

Когда толпа вплывает наконец под своды храма, кажется, что вот-вот выйдут и звезды мировой величины, однако этому органу ни к чему музыканты, он и без них не умолкает ни на миг уже 13-й год — со смены тысячелетий. По плану, вернее по этим нотам, играть ему еще 627 лет, на столько по возрасту старейшего в Германии органа, созданного здесь же, растянута и без того сама неспешная в мире мелодия, которая так и называется «Медленно, насколько возможно».

Райнер Нойгебауэр, профессор искусствоведения, органный фонд Джона Кейджа: «Все последние годы тут звучат две мои любимые ноты. Вот эта, слышите, как будто из машинного отделения. А рядом словно морской порт, да? Жаль с ними будет расставаться, такой насыщенный аккорд, правда?»

Где-то ближайшие полвека он здесь вместо дирижера. По команде Райнера Нойгебауэра через минуту свершится почти историческое — ноты «ре бемоль» и «до», звучащие уже два года, на следующие семь лет сменят «ми», «ре диез» и «ля диез», и никаких чудес. Вместо органиста, нажимающего на педаль, — мешочки с песком.

Меломаны в экстазе, диктофоны на пределе, нервы тем более. Но, кажется, все получилось. Шедевр американского композитора Джона Кейджа и в получасовом оригинале был под силу не каждому, но любители уверяют: это и есть настоящая музыка. Подробнее — в репортаже НТВ.

Читайте также