Польские журналисты не знают, за что их арестовали

02.06.2005, 20:06

Представитель посольства Польши в России срочно выехал на Кавказ выяснять обстоятельства задержания троих польских граждан.

Представитель посольства Польши в России срочно выехал на Кавказ выяснять обстоятельства задержания троих польских граждан. Подробности сообщает корреспондент НТВ Владислав Сорокин.

Сейчас им не остается ничего другого, как просто ждать. Уже более суток три польских журналиста телекомпании Ти-ви-пи находятся в гостинице «Владикавказ». Поляков задержали 29 мая в Назрани, куда они вернулись после поездки в Чечню.

Мариуш Пилис, продюсер телекомпании Ти-ви-пи: «Просто зашли в комнату два человека, два стояли в коридоре, они были вооружены и сказали, просто забрать свои вещи и выйти. Я спросил тогда: какой повод, почему мы должны выходить? Они сказали: просто вас приглашают на беседу. 14 часов их допрашивали».

После допроса у них конфисковали весь видеоматериал из Чечни — это 18 кассет — и всю аппаратуру. По словам журналистов, в МВД им пытались угрожать и обещали большие проблемы, если съемочная группа немедленно не покинет республику. Так поляки оказались во Владикавказе.

Мариуш Пилис, продюсер телекомпании Ти-ви-пи: «Говорили, что задержали нас на основе вот того, что наши бумаги просрочены, что визы, аккредитации уже не действуют. Но это не является правдой».

Вечером выяснилось, что поляков задержали для их же блага. Оказывается, журналистов хотели захватить террористы. Представитель МВД Ингушетии по телефону зачитал официальное сообщение.

Мурад Зурабов, представитель пресс-службы МВД Ингушетии: «С учетом сложности оперативной обстановки в регионе в правоохранительные органы постоянно поступает информация о планах действующих в республике представителях незаконных вооруженных формирований по захвату заложников из числа иностранных граждан. В этой связи находившиеся в городе Назрани представители польских СМИ были официально приглашены в городское управление внутренних дел. Это было сделано в интересах собственной безопасности журналистов для уточнения обстоятельств их пребывания в республике».

По поводу отобранных кассет и камеры в МВД хранят молчание. Добавляют лишь, что жалоб на действия сотрудников правоохранительных органов от поляков не поступало. Сейчас ясно, что версия о просроченных аккредитациях разваливается на глазах. Документы, которые журналистам выдали в российском МИДе, действительны до 22 июня. Есть у них и разрешение МВД сроком действия до 30 июня. Всё это подтверждают и в чеченском ГАИ. Адам Танталашев на прошлой неделе встречал съемочную группу на посту «Кавказ», он по долгу службы об аккредитациях знает всё.

Адам Танталашев, командир отдельной роты дорожно-патрульной службы: «Документы у них все были нормальные. Они мне их показали. Я их сопроводил до правительства, там ждали пресс-службы, в том числе пресс-служба МВД Чеченской республики. Руслан тоже знал об их приезде. Мы их ждали».

Журналисты не давали подписок о невыезде, их не арестовывали, но и в Северной Осетии им нет покоя. Как уверяет Мариуш, за ним и его коллегами постоянно следят. История польских корреспондентов переполнена таинственными загадками и неясностями, и с каждым часом их становится всё больше.

Вот и генеральный консул Польши Томаш Клеманский предпочел ничего не комментировать и всячески старался не попадать в поле зрения телекамеры. Журналисты просят лишь одного — чтобы им вернули отснятый материал. По заданию редакции они готовили фильм о сегодняшней жизни в Чечне, об Ахмаде Кадырове и его сыне.

Читайте также