Грохочущий небесный спектакль истребителей впечатлил гостей МАКСа

27.08.2013, 20:19

Видео программы «Сегодня»

В подмосковном Жуковском выступлением пилотажных групп в небе и заключением сделок на земле открылся 11-й Международный авиационно-космический салон. Первые три дня на МАКСе по традиции отведены под бизнес-программы, а с пятницы в Жуковский начнут пускать всех желающих.

Громкими премьерами и крупными контрактами нынешний салон похвастаться не может. Впрочем, число рядовых зрителей все равно должно стать рекордным, потому что летная программа названа особо зрелищной. В Жуковском за выступлениями пилотов и продажами авиапромышленников следит корреспондент НТВ Гарри Княгницкий.

Первый день МАКСа прошел достаточно зрелищно. Полетов ждали целый день, так как были опасения по поводу погоды, но в конце концов все-таки увидели. В первой половине дня было пасмурно, и некоторые боялись, что летная программа, как и генеральная репетиция, будут перенесены либо отложены.

Для боевых всепогодных машин нет серьезной проблемы в том, чтобы летать при низкой облачности и при дожде, но так их едва ли увидят с земли. А ведь все, что делается на авиасалоне, делается для публики, в первую очередь для покупателей. Пилоту важно произвести впечатление на зрителей, показать, на что действительно способен самолет. Авиасалон — это в некотором смысле театр, и сегодняшнее представление с этой точки зрения, безусловно, удалось.

Глядя на пилотаж «Русских витязей» и «Стрижей» не верится, что летчики выступают на старых самолетах. Истребители Су-27 и МиГ-29 — не то, что вчерашний, а позавчерашний день. В ВВС их начинают менять на более новые Су-35 и МиГ-35, но даже эти машины нельзя называть вполне современными с тех пор, как появился Т-50.

Российский истребитель пятого поколения быстрее, тише, мощнее. Сегодня он впервые предстал перед публикой таким сверхманевренным. Выполнять все эти кульбиты Т-50 научил заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан.

Сергей Богдан, летчик-испытатель ОАО «ОКБ Сухого»: «Специалисты, конечно, увидят, что маневренные характеристики еще не достигли максимальных своих значений, потому что нужно расшириться по радиусу на вираже. Соответственно, это скорости определенные, определенные перегрузки и так далее. Но динамика испытаний достаточно серьезная».

В этом году в «ОКБ Сухого» рассчитывают завершить предварительные испытания. Затем за дело возьмутся военные тест-пилоты.

Михаил Погосян, президент Объединеннойя авиастроительной корпорации: «Это, конечно, качественно новый этап развития программы. И в целом, она движется успешно к тому, чтобы в 2015 году завершить государственные испытания и начать поставки строевых машин Военно-воздушным силам нашей страны».

Т-50 — гвоздь летной программы, но никак не премьера МАКСа — истребитель дебютировал еще на прошлом авиасалоне. Американские ВВС и Boeing в этом году вообще не прилетели. Участвует Airbus, но самый большой пассажирский самолет А380 новинкой не назовешь — Super Jumbo уже шесть лет в коммерческой эксплуатации. Если французы и могли порадовать российскую публику настоящей премьерой, так это А350, композитным самолетом, который должен составить конкуренцию Dreamliner.

Паскаль Верно, инженер-испытатель Airbus: «А350 сложно было бы демонстрировать здесь. Ведь он совершил свой первый полет всего пару месяцев назад. А на авиасалоне из самолета нужно выжать максимум, чтобы всем показать его возможности. 350-й для этого пока сыроват».

Впрочем, и за простой показ посетители МАКСа сказали бы спасибо. Пока же на статике позирует Ан-158, который теперь поставляют на Кубу, и «Суперджет-100» в расцветке индонезийской авиакомпании Sky Aviation. Лизинговая компания «Ильюшин Финанс» объявила о покупке еще 20 «Суперджетов» и 22 самолетов МС-21 — еще одной отечественной гражданской разработки.

МС-21 существует пока лишь в виде макетов и тренажеров, на которых уже начинают готовить пилотов. Предполагается, что самолет составит конкуренцию Airbus A320 — самому коммерчески успешному лайнеру в мире. Российские покупатели верят в родной авиапром.

Александр Рубцов, генеральный директор «Ильюшин Финанс»: «Я абсолютно уверен в этом самолете, мы были одними из тех, кто участвовал еще в обсуждении эскизного проекта. В частности, мы предложили несколько увеличить диаметр салона, чтобы увеличить ширину прохода, ширину кресел, сделать его более комфортабельным».

Из других интересных отечественных экспонатов, представленных на МАКСе, стоит отметить корабль для полетов на Луну. Так анонсирует свой «космический крейсер» создатель — корпорация «Энергия». Проект заинтриговал главу правительства РФ Дмитрия Медведева. Премьер-министр даже устроился в кабине и с интересом изучал эргономику — место космонавта оказалось довольно комфортным. Медведев осмотрел макеты новой ракеты «Ангара», вышел на сеанс прямой космической связи с экипажем МКС и, разумеется, насладился полетами. Они на «МАКСе» даже в отсутствие реальных премьер, всегда проходят на уровне.

Читайте также