Водолазы разгадывают тайну «разорванного» парусника на дне Азовского моря

18.08.2013, 09:06

Видео программы «Сегодня»

В Краснодарском крае ученые-археологи и реставраторы пытаются опознать судно, затонувшее в Азовском море более 100 лет назад. Пока не удается определить ни его название, ни год выпуска, ни даже причину гибели.

Исследование ведут и в лаборатории, и под водой — некоторые детали просто нельзя поднять со дна. Корреспондент НТВ Сергей Пикулин присоединился к экспедиции.

Резиновая лодка экспедиции — настоящий передвижной научно-исследовательский центр. Здесь могут поместиться только два человека, остальное пространство занимает специальное оборудование: радары, локаторы, эхолоты и магнитометры. Благодаря этим приборам ученые могут исследовать не только поверхность дна Азовского моря, но и то, что находится под слоем ила на глубине десятков метров.

Айвер Степанов
, научный сотрудник Института археологии РАН: «Суда металлические, которые погибли здесь в период Второй мировой войны, мы видим так же, как с низко летящего самолета. Мы сейчас стоим на деревянном судне, но мы не думали, что это деревянное судно, был просто пик магнитный на плоском фоне поверхности».

Судно, которое обнаружили ученые, находится под трехметровым слоем ила. Каждый день водолазы спускаются под воду и раскапывают корабль, причем, вручную, чтобы не повредить деревянный корпус. Учитывая размеры находки, за две недели смогли откопать лишь небольшую часть.

Игорь Архангельский
, водолаз, исследователь: «Видимость в данном месте зависит от течений, от волны, от времени суток. Ну, порядка 1,5–2 метров. Судно находится в разрушенном состоянии, четко просматриваются шпангоуты, набор обшивки, детали металлические».

Над частью деталей, которые водолазы смогли поднять со дна, сейчас работают реставраторы. В основном, здесь элементы двигателя. Деревянные части стараются обследовать под водой. На поверхности без обработки специальными растворами они крошатся, как только к ним прикасаешься. Сейчас можно точно сказать лишь то, что это парусно-винтовое судно на паровом двигателе.

Сергей Альховский
, научный сотрудник Института археологии РАН: «Судно постройки конца XIX либо первой четверти ХХ века. Об этом говорят останки такелажа, то есть, скорее всего, парусное вооружение какое-то еще присутствовало, массивный, очень крепкий деревянный корпус, собранный из деталей большого размера, а наряду с этим — ранний тип паровой машины».

Что случилось с кораблем и когда это произошло, исследователи пока сказать не могут. Судно буквально разорвано пополам, возможно, от взрыва самой паровой установки. Сохранилась лишь кормовая часть. Сейчас самое сложное, по словам подводных археологов, это идентифицировать судно. Каких-либо находок, говорящих о его названии, пока нет. В списках погибших кораблей значатся только военные, это же — гражданское судно. Водолазы пытаются найти маркировку на паровом двигателе, которая поможет установить год производства.

Читайте также