Замкнутый круг: дать квартиру ветерану на селе оказалось проблемой

09.08.2013, 21:25

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Улучшить жилищные условия для 92-летнего Ивана Афанасьевича Шлипакова оказалось не так-то просто. По закону его родовой дом в поселке Важины не авариен, однако зимовать в нем нельзя. При этом квартира старику не положена, хотя все причины для этого есть.

В начале августа Владимир Путин поручил руководству регионов проверить, как живут ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, и оказать им помощь в быту. Об этом на минувшей неделе сообщила пресса-служба Кремля. Пунктом третьим среди поручений президента так и записано: «Провести проверку условий жизни инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941–45 годов <....> и принять меры по решению вопросов их жизнеустройства, оказанию помощи в социально-бытовом обслуживании, а также по предоставлению иных социальных услуг, в первую очередь, на дому. Ответственные — высшие должностные лица субъектов Российской федерации». Вот им, ответственным руководителям высших исполнительных органов государственной власти, и адресован репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной из поселка Важины Подпорожского района Ленинградской области.

Коренному важинцу Ивану Афанасьевичу Шлипакову 92 года. Но его энергии и любознательности позавидует любой более молодой обитатель поселка. Оптимист по натуре, он в целом доволен жизнью. За тем исключением, что вот уже как три года вынужден уезжать зимовать в Петербург. Потому что одному в старом доме трудно справляться с бытовыми нуждами.

Иван Шлипаков покидал родной дом лишь однажды. В июне 41-го его призвали в Ленинградское авиационно-техническое училище. Всю войну прослужил в составе 77-го Севастопольского штурмового полка. Победу встретил в Венгрии. Но домой вернулся только спустя два года и уже из Кореи.

Старость, говорит Иван Афанасьевич, — это когда тяжело ходить на речку или колонку за водой, топить дровами печку и мерзнуть в туалете, который в хлеву. И он решил воспользоваться правом ветерана и улучшить свои жилищные условия. Но местные власти, обследовав родовой дом Шлипаковых, признали его пригодным для проживания.

Владимир Белоногов, глава администрации Важинского городского поселения: «В этом же законе о ветеранах пишется: „Надо признать их нуждающимся в улучшении жилищных условий. Тогда на основании чего мы должны их признавать? На основании Жилищного кодекса. А в ЖК два пункта: нехватка квадратных метров для проживания и аварийный фонд. Получается замкнутый круг. Как чиновник я не могу его поставить на очередь, потому что он обеспечен жилплощадью“».

Один из вариантов, предлагаемый важинскими властями, которые, вроде, хотят помочь ветерану, но почему-то никак не могут — признать дом аварийным. Работу экспертов при этом, по мнению чиновников, должны оплачивать сами квартиранты. Но здесь возникает непреодолимое препятствие и вовсе не финансовое. Ведь если здание получает такой приговор, его надо сносить.

Иван Шлипаков, ветеран Великой Отечественной войны: «Нет уж. Лучше он пусть еще сколько-то простоит, разрушится, но чтобы дедовский дом разрыть… У меня сердце разорвется».

В деревнях реализовывать законы, наверное, сложнее, чем в городе. И дело не в законодательных актах, а в особенностях уклада жизни на селе и семейных ценностях. Главная среди них — родовой дом, который может быть аварийным, неблагоустроенным, но от которого никто никогда не откажется.

Подробности — в сюжете НТВ.

Читайте также