Американцы познают систему Станиславского в Летней школе СПбГАТИ

25.07.2013, 20:12

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербург приехали студенты и артисты из США. Занятия и постановку «Гамлета» с ними проводит Вениамин Фильштинский. Профессор Петербургской театральной академии воспитал многих звезд отечественного театра и кино.

В Театральной академии Санкт-Петербурга звучит иностранная речь. Слушатели Летней школы занимаются с преподавателями СПбГАТИ. Студенты и уже состоявшиеся артисты из других стран учатся русскому драматическому искусству. Многие из них приехали специально, чтобы познакомиться с профессором Вениамином Фильштинским.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков наблюдал.

В коридорах Театральной академии пусто. Здесь летом, как и у всех, каникулы. Так что никто не учится. Никто за исключением американцев, которые приехали сюда специально в Летнюю школу к Вениамину Фильштинскому учиться и ставить «Гамлета».

В течение шести недель они изучали актерское мастерство, технику речи, танец и русское искусство. Еще в программе должен был быть русский язык, но так получилось, что многие разговаривали на нем и до того.

Зенон Кружельницкий, режиссер, педагог Нью-Йоркской академии драматического искусства: «Я думаю, что понимаю все по-русски, но мой русский язык плохой, потому что не говорю 20 лет. Я учился русскому языку в Польше. Я родился в Польше».

Зенон еще подростком уехал в Америку и сейчас работает в Нью-Йорке в академии театральных искусств. Учитывая, что он тоже педагог, то на первых порах, говорят, даже пытался спорить с Вениамином Фильштинским, но не слишком успешно.

Вениамин Фильштинский, профессор, заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства: «Какие там споры, ну, поспорит немножко, но все равно я буду прав. Он же ко мне приехал, а не я к нему».

В этом году исполнилось бы 150 лет Константину Сергеевичу Станиславскому. Интерес к нему в мире только растет, и в Россию едут изучать именно его систему, когда на сцене надо не играть, а проживать жизнь.

Ида Ваккури, актриса: «У нас было огромное количество новых упражнений: и теория, и то, что касается игры. Мне кажется, я больше поняла о театре за шесть недель. Много физических упражнений было. Я здесь лучше почувствовала связь души и тела».

Это не то чтобы «Гамлет» — только отрывки из возможного спектакля, небольшие этюды, сюжет которых часто не до конца совпадает с шекспировским. Потому что здесь студентам давали полную свободу. В итоге Полоний, Лаэрт и Офелия живут в коммунальной квартире, а тень отца Гамлета бродит по Эльсинору в неглиже.

Это герои, придуманные Шекспиром, но Фильштинский требует от своих студентов, чтобы они проживали эти жизни, основываясь на личных впечатлениях и воспоминаниях. Может звучать банально, но в Америке преподаватель просто не имеет права спросить актера, когда он, например, в последний раз влюблялся. Это нарушение личного пространства.

Вениамин Фильштинский, профессор, заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства: «Дело втом, что есть разные понятия и разные критерии относительно того, что такое правда на сцене. Одному кажется, что, ой, правда, а мы придирчивы на этот счет».

Вслед за Шекспиром они уже начали готовиться к постановке другого великого драматурга. На чеховскую «Чайку» учебных дней почти не осталось, но, зная фантазию американцев, несложно догадаться, что Ирина Николаевна Аркадина вряд ли предстанет на сцене в привычном образе.

Читайте также