Видео программы «Сегодня»
У властей Таганрога не хватает средств на спасение уникального некрополя, на котором до революции хоронили знатных и образованных жителей города. Итальянские мраморные скульптуры и авангардистские надгробия 20-х годов гибнут из-за отсутствия ухода и хулиганов.
В Таганроге краеведы призывают спасти старое городское кладбище. Погост, надгробия которого признаны шедеврами архитектуры, почти разрушен, причем не столько временем, сколько вандалами. Чтобы сохранить кладбище, нужна хотя бы охрана, однако денег в городской администрации нет даже на нее. Корреспондент НТВ Михаил Антропов побывал на старинном некрополе.
Старинные склепы разорены и выжжены, большинство памятников разбито. Под покосившимися крестами еле читаются почти стертые надписи. Однако некоторые еще можно разобрать: здесь покоятся представители цирковой династии Дуровых, а чуть дальше изувеченный памятник на могиле Александра Федоровича Дьяконова, учителя, воспитавшего три поколения. Среди его учеников был Антон Павлович Чехов, который увидел в Дьяконове прототип «человека в футляре».
Игорь Павленко, краевед: «Чехов не любил Александра Федоровича. Эта нелюбовь была детская, юношеская, неосознанная. Когда вас все время учат, подлавливают, вы испытываете все время раздражение».
По оценке Игоря Павленко, большая часть уникальной архитектуры старого кладбища утеряна безвозвратно. На грани уничтожения оно оказалось еще в
Игорь Павленко: «Увозили варварски. Накидывали аркан, краном дергали, если скульптура не разваливалась на части, она доезжала до картинной галереи».
Сохранившиеся скульптуры одни из самых ценных экспонатов художественного музея. В дореволюционном Таганроге жило немало людей состоятельных и образованных. Их отношение к смерти близких было соответствующим.
Людмила Вахонина, сотрудница Таганрогского государственного музея: «Они заказывали скульптуру на могилы своих усопших родственников, для этого не жалелись никакие деньги, никакие средства. Это скульптура итальянская, XIX века, из итальянского мрамора».
Хоронить усопших на старом кладбище продолжали и при советской власти. Новые могилы часто копали прямо поверх старых захоронений. Погребальная эстетика
Не менее сильное впечатление оставляет другой памятник, установленный незадолго до начала эпохи атеизма. Православный крест над стволом погибшего дерева, как символ перехода от жизни земной к жизни небесной.
Подробнее в репортаже НТВ.
Читайте также
- Останки 37 красноармейцев захоронили в Ростовской области
- В Ростовской области нашли разграбленную могилу жестоко убитого колдуна
- Поисковики пытаются установить имена павших на
Миус-фронте красноармейцев - В Ростовской области с честью похоронили 75 сражавшихся на
Миус-фронте - Разрытым немецким кладбищем заинтересовались следователи
- В Ростовской области перезахоронили останки 12 красноармейцев