Петербург двух столетий ожил на редких гравюрах

11.07.2013, 18:36

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Русский музей представляет 200 работ из запасников Русского музея. Редкие портреты императоров, полководцев, а также виды города вытравлены гравером на металле.

В Инженерном замке Санкт-Петербурга открылась выставка «Гравюра на металле XVII17-XIX веков». На экспозиции представлены 200 работ и все из собрания Русского музея. Демонстрируемые гравюры имеют не только художественную, но и историческую ценность.

Например, на работе «Взятие Азова» имеется редкое изображение Петра I в русском платье или секретные сигнальные флажки отечественного военного флота. На выставке особенно интересны цветные гравюры, которые были невероятно популярны в Англии XVIII века.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков осмотрел экспонаты.

Чтобы развесить старинные гравюры, изготовили 40 рам. Фонда багета в Русском музее оказалось недостаточно. Большие графические работы экспонировались или очень давно или впервые. Такой тематической выставки гравюры на металле с XVII по XIX век даже куратор экспозиции не могла припомнить. Здесь решили показать даже как создаются такие эстампы.

Елена Мишина, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Русского музея, куратор выставки: «В частности, здесь уникальный экземпляр гравюры с портретом Екатерины II, где протравлены только основные контуры фигуры и пейзаж на фоне».

Напротив отпечаток уже с окончательно проработанной гравировальной доски. Этот экземпляр особенно ценен из-за тоновой краски с редкими вариациями цвета. А рядом выложили инструменты, которыми работал мастер гравюры в технике резцом и сохранившуюся доску.

Елена Мишина, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Русского музея, куратор выставки: «Гравированная доска с портретом нашего великого полководца Суворова. Здесь также представлен предварительный акварельный рисунок, который исполнил Николай Иванович Уткин. И окончательный вариант гравюры».

На примере портрета великого полководца наглядно можно увидеть, как акварельные рисунки превращались в благородные офорты. В этой же витрине изображение двух героев войны 1812 года — генералов Паскевича и Дебича на замшевом песете. До наших дней такие предметы почти дошли, потому что они все время были в употреблении.

Но сохранилось большое количество гравюр, которые были популярны у петербуржцев на протяжении всей истории города. Удивительно другое: эту первую продукцию массмедиа перепечатывали для продажи за границей.

Елена Мишина, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Русского музея, куратор выставки: «Эти виды были очень популярны в Европе. И с них делали большое количество гравюр и живописных произведений. В частности, в Венеции была создана серия таких пейзажей, где, не поняв, что это протяженная река, закругляли перспективу. И получалось что-то вроде небольшой лагуны или залива».

На гравюре Петербург первой половины XVIII века. Панорама включает узнаваемые очертания Петропавловской крепости и все, что было построено на момент правления Анны Иоанновны.

В середине XVIII века была исполнена серия видов, на которой можно увидеть уютный барочный Петербург. На одной из гравюр можно рассмотреть узнаваемый павильон «Грот» в Летнем саду. Но берега реки Фонтанки имеет совсем другой вид. Давно нет разводного моста.

Изображенные многочисленные барки и лодки были основными средствами передвижения по городу. На соседней гравюре в продолжение реки Фонтанки перспектива на Летний дворец Елизаветы Петровны. Именно в нем родился Павел I.

Место постройки Михайловского замка было не случайным. Летний сад приблизили к елизаветинскому времени, но дворец, стоявший напротив, даже при большом желании воссоздать невозможно. Как и легендарную дачу Строганова, которая располагалась около нынешней Ушаковской набережной.

Установленный в саду загородного дома декоративный саркофаг был даже указан в старых путеводителях, как якобы место погребения Гомера. Сегодня мраморное сооружение стоит в Эрмитаже.

Особым изыском на выставке считают цветные гравюры XVIII века. Их создание отличалось точной, почти ювелирной работой. На гравировальную доску наносили специальными тампонами разные краски, которые буквально вбивали в нужные контуры и получали один-единственный оттиск. Потом повторяли все заново.

Цвет так и не завоевал сердца граверов. Высоким искусством считают работы Матэ в смешанной технике, как роскошный эстамп льва, и отпечатки на бумаге лесных пейзажей Шишкина. Который был еще и прекрасным гравером.

Читайте также