Шлиссельбургский тракт осыпается и уходит в Неву

11.07.2013, 16:55

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Спасти дорогу петровских времен с оригинальным мощением мешает бюрократия и перекладывание ответственности с одного ведомства на другое.

Жители поселка Усть-Ижора, местная администрация и депутат Законодательного собрания от Колпинского района Петербурга Елена Киселёва обратились к губернатору с просьбой заставить подчиненных спасти от разрушения Шлиссельбургское шоссе. Фактически это единственная сохранившаяся дорога петровских времен с оригинальным мощением на глазах размывается и буквально сползает в Неву. Но принять даже экстренные меры мешает бюрократия.

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв прогулялся по дороге длиной в три века.

Обвалившиеся места на Шлиссельбургском шоссе люди стараются обходить, посторонившись метра на два-на три. Кое-где это уже противоположный край дороги. Тем не менее, по нему ходят молодые мамы с колясками, отважно проезжают автомобилисты. До некоторых домов Усть-Ижоры по-другому не добраться. Вода тем временем продолжает отвоевывать у суши целые метры.

На Шлиссельбургском шоссе в сторону реки сползает даже то, что раньше, очевидно, казалось людям незыблемым. К примеру, репер, т. е. та точка, которую геодезисты используют при измерении окружающих высот. Но высота самой этой метки теперь, очевидно, представляет собой величину непостоянную.

В папке главы администрации Усть-Ижоры Елены Костровой — многолетняя переписка муниципалов с комитетами Смольного. В ответах — сплошь перекладывание ответственности на коллег. Вот в чем дело. Четыре километра дороги XVIII века постройки в Усть-Ижоре — это часть исторического Шлиссельбургского тракта, уникального объекта культурного наследия. Единственная сохранившаяся мостовая петровской эпохи.

Поэтому на любые работы требуется согласование комитета по охране памятников. И еще трех других комитетов: по развитию транспортной инфраструктуры, по благоустройству и по природопользованию. Но ударить совместной работой по бездорожью у чиновников не получается.

Елена Кострова, глава администрации поселка Усть-Ижора: «Одни говорят, что не могут сделать ремонт и реновацию этой части, потому что КГИОП не разрешает это сделать. Комитет по благоустройству говорит, что нам должен КРТИ разработать проект. И вот муниципальное образование вместе с жителями зашли в некий тупик. Последние три года мы видим, что береговая линия все больше и больше уходит в Неву».

Не могут в свои руки взять заботу о Шлиссельбургском шоссе и жители Усть-Ижоры. Объект культурного наследия от ремонта тщательно охраняют.

Ольга Шумова, жительница поселка Усть-Ижора: «Жители как-то пытаются сами с этим бороться: кто-то как-то отвал насыпает, кто-то свои меры принимает. Но то КГИОП запрещает. Ну, не получается все это у нас закрепить и восстановить».

По словам жителей, зимой Шлиссельбургское шоссе со значительными уклонами как раз там, где дорога размыта, станет опасным и для автомобилистов, и для пешеходов. Ремонт требуется срочно. Депутат Елена Киселёва обратилась к губернатору с просьбой определить ответственного, раз уж его подчиненные сами разобраться не в силах.

Елена Киселёва, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Я прошу губернатора, чтобы создали такую межведомственную рабочую группу и все-таки приняли понятное решение и для жителей поселка и для жителей Санкт-Петербурга в целом. Я считаю, что это историческая ценность, о судьбе которой надо подумать более заинтересованно».

Шлиссельбургское шоссе, ценное само по себе, входит в целую группу исторических объектов в Усть-Ижоре. Фактически оно приводит к Церкви в память Святого благоверного князя Александра Невского, к памятнику ему и к тому самому месту у слияния Ижоры и Невы, где в 1240-м он разбил шведов.

Этот участок — уже объект культурного наследия федерального значения. И река с исторической дорогой соседствуют прекрасно. А вот значение ее для городских властей, похоже, не очевидно. По крайней мере, за сохранностью Шлиссельбургского тракта пока следят меньше, чем за знаменитыми петербургскими дворцами, большинство которых, кстати, младше него.

Читайте также