Медонос зачирикал в эрмитажных залах спустя 200 лет

09.07.2013, 21:44

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Южнокорейские инженеры помогли петербургским мастерам в реставрации уникального музыкального автомата XIX века.

У знаменитого эрмитажного павлина появился конкурент. Сегодня в Зале Совета представили творение знаменитого швейцарского мастера XVIII века Пьера Жака Дро, восстановленное благодаря помощи специалистов южнокорейской фирмы. Собравшиеся услышали механический голос медоноса.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков был в числе приглашенных.

Голос этой пурпурной танагры не слышали много лет. Для того чтобы музыкальный автомат заработал, как и в начале XIX века, реставрация заняла два года. В процессе восстановления механизма установили, когда точно он был сделан. В Эрмитаже раритет числился как музыкальный автомат «Клетка с птицей» знаменитого швейцарского мастера Пьера Жаке Дро конца XVIII века. Особенно популярны его автоматы-андроиды, три из которых сегодня хранятся в Музее истории и искусства в Швейцарии.

Михаил Гурьев, начальник лаборатории научной реставрации часов, музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа: «У него есть механический рисовальщик, механический музыкант и механический писец».

Чтобы услышать механический голос медоноса, пришлось отремонтировать маленький орган, благодаря трубочкам которого и поет птичка. Отреставрировали еще и кожаные меха, которые служили только первые 40 лет.

Михаил Гурьев, начальник лаборатории научной реставрации часов, музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа: «Механизм составной. Его не делали целиком, а собрали из готовых узлов. И поэтому когда реставрировали, чинили до нас, очень много перепутали».

Причем в клетке спрятано два механизма — один для часов, второй для чучела птицы. Которой тоже почистили перышки — помогли таксидермисты. Этот циферблат удобно было рассматривать лежа — скорее всего, часы висели в спальне. И еще одно назначение: с помощью гаджета начала XIX века обучали пению канареек.

Сегодня в Эрмитаже показали, как тикают отреставрированные механизмы разных эпох и владельцев, отбивая не только часы, но и проигрывая давно забытые мелодии. Это музыкальные часы Генри Тортона. С 12 мелодиями и 16 колокольчиками.

Мастера показали и самые большие каминные часы конца XVIII века принца Конде. Французский мастер Лепот создал невероятно точный механизм, который смогли отреставрировать в 90-х годах прошлого века.

Валентин Молотков, старший научный сотрудник лаборатории научной реставрации часов, музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа: «Здесь шесть стрелок. Они показывают секунды, минуты, часы, дни недели, лунный календарь. И еще одна стрелка календарная годовая».

Показали и павлина, который точно так же поет после завода, как и птичка в клетке. Важность проекта реставрации особенна, подчеркивают в Эрмитаже. Для этого участник проекта — южнокорейская компания — производитель электроники — даже установила специальную светодиодную панель сверхвысокого разрешения. Чтобы как следует рассмотреть в деталях проект реставрации музыкального автомата начала XIX века.

Уникальность восстановления не в самой забавной исторической игрушке. Говорят, в мире подобных клеток-часов Пьера Жаке Дро существует более двух десятков. А в том, что механизм стал первым действующим устройством швейцарского мастера в России.

Читайте также