Михайловский театр отдали в Бархатовы руки

05.07.2013, 17:18

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Михайловском театре в новом сезоне появится новый художественный руководитель оперы. Им станет Василий Бархатов — самый молодой режиссер, когда-либо занимавший этот пост за всю историю императорских театров.

29-летний Василий Бархатов станет художественным руководителем оперы Михайловского театра. Самому юному из известных режиссеров предложили приступить к обязанностям с начала следующего сезона. С Мариинкой Бархатов, скорее всего, также продолжит сотрудничество, но лишь на договорной основе.

Первый комментарий по поводу своего назначения креативный постановщик, а теперь еще и худрук дал корреспонденту НТВ Павлу Рыжкову.

В молодом человеке с растрепанными волосами почти ничто не выдает оперного режиссера. Но это только для постороннего взгляда. На самом деле, Василий Алексеевич держит всю постановочную группу если не в ежовых, то в бархатных рукавицах и умеет добиваться четкости исполнения своих команд.

Шанс один на тысячу появился у Василия Бархатова, когда он, 23-летний режиссер, имеющий за плечами лишь постановку мюзикла в провинциальном театре, предложил свои услуги Гергиеву. Валерий Абисалович рисковал, но поставил на неизвестного юношу, который в свою очередь оправдал ожидания и поставил оперетту «Москва. Черёмушки». Свежий взгляд блондина в кедах на музыкальную режиссуру в хорошем смысле поверг в шок самых придирчивых критиков.

Выход Василия Бархатова на оперную сцену можно было предугадать. Кризис отечественной режиссуры в музыкальном театре был очевиден. В Большом и Мариинке ставили крупные драматические режиссеры, которых больше волновала не партитура, а выполнение певцами задуманной ими сверхзадачи. У Бархатова — выпускника факультета музыкальной режиссуры ГИТИСа — все по тактам. И по-европейски жестко — пять недель на постановку.

Василий Бархатов, режиссер-постановщик: «Процесс выпуска оперного спектакля он сродни кино. Когда кино снимается, там творчеству места нет. Это достаточно жесткий выпуск произведения, которое ты придумал сильно заранее. И приходится идти на разные уступки и вещи, чтобы это произошло хотя бы на 50 процентов того, что ты задумал. В голове границ нет, ты можешь представлять все красиво».

Красивый план уже созрел в голове будущего молодого руководителя оперной труппы.

Василий Бархатов, режиссер-постановщик: «Взять в руки некое художественное руководство оперным направлением Михайловского театра, предложить интересные проекты, других режиссеров, самому выпустить ряд спектаклей. Ничего не изменится. Спектакли я буду ставить не лучше от этого».

Василий Бархатов пришел в Михайловский театр не с пустыми руками. У него опыт постановки более десятка опер. Были и такие, как «Бенвеннуто Челлини» Берлиоза — минималистически выдержанные и эпатажные одновременно. В главной партии режиссер увидел рок-хулигана Сергея Шнурова. Это Бархатову было доверено поставить гала-концерт в честь открытия второй сцены Мариинки. И премьеру последних дней — «Русалку» Даргомыжского, которую критики пережили трудно.

Словно проверяя амбиции, Бархатов пробует себя, снимая на телевидении «Yesterday LIVE» и в кино «Атомного Ивана». В драматическом театре ставит Шекспира. Действие трагедии «Коварство и любовь» он переносит в звукозаписывающую студию. А вот в выборе произведений для академического театра Бархатов вполне уравновешен.

Василий Бархатов, режиссер-постановщик: «Что касается современных и несовременных постановок в процентном соотношении, здесь не должно быть никакого экстремизма. Существовать должно все».

В творческом арсенале Бархатова есть такие яркие постановки, как «Шербурские зонтики» по Леграну, но, как признается сам режиссер, следовать модной тенденции ставить оперетты и мюзиклы в Михайловском он не готов. Первая работа «Летучий голландец» на музыку Вагнера вполне может оправдать ожидания — неожиданный взгляд на классику самого молодого руководителя оперной труппы за всю историю императорских театров.

Читайте также