Петербуржцы разгадывают инсталляции патриархов концептуализма

28.06.2013, 18:10

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Эрмитаж представляет выставку Ильи Кабакова и Эль Лисицкого.

В здании Главного штаба готовятся к открытию масштабной выставки двух самых известных концептуалистов ХХ века. В одной экспозиции объединили работы Эль Лисицкого — одного из основоположников направления и Ильи и Эмилии Кабаковых — самых известных и дорогих российских художников. Их называют патриархами концептуализма.

Выставки этих мастеров гарантировано вызывают ажиотажный интерес. В 2004-м залы петербургской выставки «Случай в музее и другие инсталляции» публика буквально брала штурмом.

О том, что в этот раз ожидает Петербург, расскажет специально для НТВ корреспондент Роман Закурдаев.

От светлых надежд на счастливое советское будущее остались крепкое слово да сплошной мусор. В инсталляциях классика современного искусства Ильи Кабакова быт и рутина победили человека. Он может быть свободным только внутри себя. Все, что вне его души, — коммунальная квартира.

Дарья Бубнова, младший научный сотрудник отдела современного искусства Государственного Эрмитажа: «Быт человека помещен в пространство с множеством других людей, множеством семей, где пересекаются совершенно разные истории. Где возникают войны и драки, перемирие, случаи взаимопомощи».

По концепции выставки в оппозиции Кабакову стоит выдающийся представитель русского авангарда, советский художник и архитектор Эль Лисицкий. Увлеченный еще со времен революции идеями социализма в каждой своей работе он фантазирует на тему будущих достижений коммунизма.

Дмитрий Озерков, директор отдела современного искусства Государственного Эрмитажа: «Лисицкий строит великий рай. Рай будущего. Кабаковский мир — это, к сожалению, советский сарай. Игра рай — сарай, в котором мухи, нечистоты и мусор».

Гражданин США Илья Кабаков сейчас живет и работает в Нью-Йорке. В Америку художник эмигрировал еще в конце 80-х. Словно воплотив в реальность одну из своих утопий.

Утопия Кабакова была бы не полной без его тотальной инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей квартиры». Советский гражданин, долго время проживающий в коммунальной квартире, нашел мифический способ убежать от повседневной рутины. Он изобрел летательный аппарат и однажды, пробив потолок, улетел в космос.

Между энтузиазмом Лисицкого и меланхолией Кабакова целая эпоха под названием Советский Союз. Такая же противоречивая, как и их творчество. Организаторы выставки предлагают зрителю не принимать ни одну из сторон, а просто понаблюдать за творческим диалогом авторов. Ну как сегодня однозначно интерпретировать плакат «Советский солдат целует белоруса».

Читайте также