Эрмитаж, Петропавловка, Исаакий: золотые руки мастера помнят каждый отреставрированный экспонат

27.06.2013, 18:31

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В День петербургского реставратора корреспондент НТВ встретилась с Татьяной Телюковой, которая в этой профессии уже 70 лет.

Сегодня петербургские реставраторы отмечают профессиональный праздник. Официальный статус он получил только пять лет назад. Хотя город является лидером по качеству и объему реставрационных работ, а петербургская школа — самая сильная в стране.

При этом средний возраст специалистов 50–60 лет. Молодежь не идет в эту кропотливую и ответственную профессию. С самым опытным мастером Татьяной Телюковой, которая 70 лет занимается реставрацией, встретилась корреспондент НТВ Дарья Криволапова.

Татьяна Телюкова к Павловскому дворцу идет так уверено, словно к себе домой. Оказаться в этих залах в ее компании — большая удача. Об экспонатах расскажет лучше любого сотрудника. К ней в руки они обычно попадают в плачевном состоянии. На место возвращаются во всем блеске.

Маленькой она хотела стать шофером. Но чтобы быстрее вернуться из эвакуации в родной Ленинград, решила поступать в архитектурно-художественное училище. Училась на реставратора-лепщика. Но как истинная женщина отдала предпочтение золоту.

Свою дальнейшую жизнь сравнивает с цыганской. Они кочевали от одного дворца к другому. Екатерининский, Исаакиевский, Эрмитаж, Никольский собор, Петропавловская крепость. Ее руки прикоснулись почти ко всем шедеврам.

Татьяна Телюкова, реставратор: «„Берешь и детским кремом намазываешь руку, чтобы она была жирная. Иначе когда я буду хвостиком брать с подушки золото, оно не пристанет“.

Кисточкой она взмахивает легко, и золото ложится послушно. Сначала, конечно, руки дрожали. Тем более что свою карьеру Татьяна Матвеевна начала сразу с кресла Потёмкина и часов Екатерины II. Говорит, хоть и нервничала, но испортить вещи никогда не боялась.

Татьяна Телюкова, реставратор: Если, не дай бог, на подушке есть остатки золота, даже припорошь, за это нам попадало. Когда начинаешь раскладывать золото, дунешь, а оно раз и слипается. Тогда его не распрямишь. Поэтому я его в рот брала, вытаскивала и начинала опять работать. Золото положила, порезала, все в порядке».

Ремеслу реставратора Татьяну обучали мастера, которые работали еще при императоре. Этими технологиями она пользуется до сих пор и не собирается им изменять. Хотя коллеги пытаются внушить ей: в современном мире средства воссоздания предметов искусства должны быть другими.

Татьяна Телюкова, реставратор: «У меня руки не идут. И вот эту вещь, стул Потёмкина, мне сказали, что лучше сделайте красочками. Но нет. Я его вызолочу, потенировку сделаю, под золото подведу. И будет то, что должно быть. И это отстоит ни один десяток лет. А новые золочения отстоят три-четыре года. И если сырость, не дай бог, то все — пропащее дело».

В подтверждение своих слов она, проходя мимо кровати в парадной спальне Павловского дворца, обращает внимание на балдахин. Его Татьяна Телюкова реставрировала еще в 1968 году. И он до сих пор не нуждается во внимании со стороны мастера.

Проработать реставратор собирается еще год. Сейчас ей, в это, конечно, трудно поверить 87 лет. 70 из них она отдала профессии. Наверное, поэтому в конце встречи призналась, что, собираясь на заслуженный отдых, она не знает, как расстаться с красотой.

Читайте также