Чары музыки: Петербург заслушался Рахманиновым

19.06.2013, 20:57

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В честь юбилея знаменитого композитора сразу несколько музыкальных площадок города будут исполнять для жителей культурной столицы произведения, которыми восхищались даже в Голливуде.

В петербургской консерватории к 140-летию Сергея Рахманинова представили все фортепианные концерты великого композитора. Любители классической музыки насладились произведениями в исполнении известных пианистов. Уникальность программы была в том, что публике представили несколько редакций популярных концертов.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков послушал самый знаменитый.

Для исполнения концертов Рахманинова рояль известной марки в зал пришлось перенести на руках из учебного класса. Симфоническому оркестру капеллы «Таврическая» было не безразлично, как прозвучит самое знаменитое произведение композитора.

Второй концерт Рахманинова стал одним из самых популярных произведений, написанных для фортепиано. Эта классическая музыка вышла далеко за пределы концертных и филармонических залов. Целиком ее, конечно, знают меломаны, а вот киноманы только по фрагментам, которые часто использовали в своих фильмах наши и зарубежные режиссеры.

Организатор концерта Борис Березовский впервые услышал это произведение тоже в кино.

Борис Березовский, председатель Филармонического общества Санкт-Петербурга: «Впервые я услыхал его в кино. Это „Рапсодия“ с Элизабет Тейлор. Там у неё было два кавалера. Один играл марш Мендельсона, а другой играл Второй концерт Рахманинова. Нет ничего прелестней Элизабет Тейлор в окружении такой музыки. Я всю жизнь учился игры на рояле. Но Второй концерт не играл. Духу не хватило».

Нет пианиста, который бы не хотел сыграть Второй концерт. Но если на сцену выйти с ним осмеливается не всякий, то в кино рискуют, тем более в пародийном ключе. Как это сделали в комедии «Бинго-Бонго».

Как утверждают специалисты, в исполнении репризы из первой части концерта в двух аккордах пианист безбожно врет ноты. В культовом фильме «Зуд седьмого года», где у Мэрилин Монро эффектно развевается платье, тоже звучит Рахманинов.

Михаил Голиков, художественный руководитель, главный дирижер Международного молодежного симфонического оркестра капеллы «Таврическая»: «Не зря США признали Рахманинова главной личностью, главным композитором, повлиявшим на развитие всей голливудской музыки, музыки кино второй половины ХХ века главной личность. Наверное, оно было опережающим свое время».

Рахманинов никогда не писал для кино. Скорее всего, по причине сложного характера и особенного отношения к своей музыке. Когда композитор садился за рояль, он срезал мозоли на пальцах, чтобы лучше ощущать клавиши.

Его жизнь сопровождало множество легенд. Например, среди профессионалов есть версия, что эмоциональный финал первой части ни что иное как музыкальное изложение русского ругательства из трех слов.

Второй концерт был написан после длительного кризиса. Произведение посвящено врачу-психотерапевту Николаю Далю, который смог вернуть композитора к творческой деятельности. Кстати, легенда о том, что музыка эмигранта Рахманинова запрещалась на родине вплоть до его смерти, не верна.

В переписке композитора с друзьями из СССР сохранились сведения о редких довоенных концертах. Уже в конце 40-х произведения Рахманинова начали звучать по радио. Это отражено в фильме «Весна на Заречной улице», а позже запись Второго концерта использовали на телевидении во время траура по генеральным секретарям.

Не обошлись без него и после перестройки. Те, кто любят Рахманинова, утверждают: искать секрет такой популярности Второго концерта не нужно. Нужно просто слушать.

Читайте также