Не «закошмарили»: в России прижились стартапы

16.06.2013, 20:33

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Если бизнес в России «кошмарят», то почему стартаперы пожинают плоды успеха?

Саммит Альянса молодых предпринимателей «большой двадцатки» открылся в Москве на минувшей неделе. Россиянам тут есть чему поучиться, но и чем удивить тоже есть. Модное словечко «стартап» — в дословном переводе с английского означающее «запускать, создавать что-то новое» — в России, как выясняется, не просто прижилось. Вопреки устоявшемуся мнению о том, что бизнес у нас «кошмарят», предприимчивая молодежь делает дело и неплохо зарабатывает. Корреспондент НТВ Сергей Холошевский выяснил, в чем фишка.

Крыша высотного дома с видом на деловой центр «Москва-сити» не только романтичное место, где проводят время влюбленные парочки, но и бизнес-площадка. До недавнего времени никто не рассматривал сюрприз близкому человеку как услугу, которую можно купить. С другой стороны, не каждый может организовать свидание, например, на крыше дома, с потрясающим видом на Москву. В этом вся суть: если есть спрос, то появится и предложение. Разумеется, не бесплатное. Павел первым придумал продавать романтические свидания. Но перед тем, как завоевать эту нишу, успел побывать безработным.

Павел Коломин, предприниматель: «Когда нечего кушать, то у тебя процесс как-то побыстрее идет, ты начинаешь лучше соображать».

После нескольких лет продаж свиданий на крыше Павел — директор крупной фирмы по продаже поступков. Со стильным офисом, десятками сотрудников и филиалами по всей стране.

Влада Чижевская, как и Павел, приехала в Москву из провинции, а свой бизнес с начальным капиталом 300 рублей открыла, когда ей исполнилось всего 18 лет. Через два года Влада — директор крупного агентства, которое проводит детские праздники в Москве. Оборотом если не миллионы, то сотни тысяч рублей точно.

Пример успешного студенческого стартапа, созданного на стыке биологии и математики, — компания, предоставляющая сервис генетических услуг на основе анализа ДНК человека.

Из тысяч перспективных стартапов до создания реальных продуктов для мирового рынка дорастают единицы. Главная причина неудач — отсутствие денег, опыта и общей культуры ведения бизнеса в стране.

За два года существования бизнес-инкубатора МГУ здесь было рассмотрено более тысячи заявок и создано 29 компаний на основе удачных стартапов. Лучшие из них берут под свое крыло так называемые «умные инвесторы» — венчурные фонды, которые вкладываются в рискованные проекты, в расчете на то, что стартапы «выстрелят».

Директор бизнес-инкубатора МГУ объясняет, что классический стартап почти всегда связан с инновациями и интеллектуальной собственностью. Может быть, поэтому большая часть стартапов рождается в сфере информационных технологий.

Специалисты по венчурным инвестициям считают, что Россия по своему инженерному и интеллектуальному потенциалу точно входит в тройку мировых лидеров наряду с США или Китаем, где стартапов в сотни раз больше.

Подробности — в репортаже.

Читайте также