Модерн напротив ар-деко: в Корпусе Бенуа выставили фарфоровый авангард и стеклянные шедевры

25.04.2013, 18:44

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Государственный Русский музей представляет масштабную выставку декоративно-прикладного искусства.

В Корпусе Бенуа Русского музея представили ценные предметы искусства, имеющие практическое значение: выставка посвящена декоративно-прикладному творчеству конца XIX-ХХ веков. 400 изделий из фарфора, стекла, а также мебель, текстиль, позволяют проследить, как менялся стиль и методы производства на протяжении целого века.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков расскажет о самых ярких экспонатах.

Для того чтобы публика впервые увидела этот роскошный камин, реставраторам пришлось собирать настоящий пазл.

Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе Русского музея: «Эти пластинки делили пространство на фрагменты, а потом эти фрагменты собирались в единое целое. То же самое делали и мы. Естественно, мы собирали эти фрагменты. Непростое такое дело, но очень достойное».

Только соединив фрагменты майолики, реставраторы увидели овеянных в легендах райских птиц с головой девы. Михаил Врубель для мамонтовского особняка в Москве изобразил героев сказки о Микуле Селяниновиче, которую очень любили на рубеже XIX и XX веков. Огромный камин до сих пор никак не удавалось показать посетителям: у кураторов не было подходящего повода.

Масштабная выставка произведений искусства, имеющих еще и прикладное значение, объединяет самые разные коллекции. Вот, например, богатейшее собрание фарфорового авангарда. Художники произвели революцию не только в живописи, но даже в посуде.

Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе Русского музея: «Они считают, что надо поменять все, в том числе и в бытовых предметах. Поэтому они начинают работать и в текстиле, и в фарфоре. И эта получашка, которую делает Малевич, близка к его архитектурным идеям».

Впрочем, иногда революционные символы и супрематическая роспись оказывались на сервизах с пропорциями, принятыми еще при царе.

После революции настолько быстро менялись вкусы и стили, что производство не успевало за идеями художников. Порой авангардная роспись делалась на так называемом «белье» — нерасписанном фарфоре, отлитым еще при старом режиме. На основании чаши можно рассмотреть даже производственную марку в виде монограммы императора Николая II — букву Н.

А часто самые новые идеи очень напоминали хорошо забытые старые. Например, революционные работница, рабочий и красноармеец похожи на античных граций. Хрупкий фарфор символизировал прочную идеологию. Некоторые художественные произведения служили порой образцами для будущего массового производства. Или оставались единичными шедеврами. Как недавнее приобретение — головинский жбан в виде петуха, подаренный музею, разбитый вдребезги.

Леонид Матвеев, старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства Русского музея: «Пожалуйста, вот тут шов. Тонировка хоть и незначительная, но она отличается. Если вы посмотрите, здесь идут такие полосы, фрагменты, на которые он был разбит. Ну и наши реставраторы постарались».

На этой выставке можно проследить эволюцию искусства в самый интересный, переломный период. В одном зале, например, столкнулись два разных стиля — модерна и ар-деко. Напротив произведений с характерным растительным орнаментом — стеклянные шедевры самой Веры Мухиной, которая превратила декоративно-прикладное в высокое искусство.

Читайте также