Ленинградский андеграунд прославили дворники и кочегары

24.04.2013, 17:58

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Филиал музея истории Санкт-Петербурга заняли авангардисты. Там представили три сотни работ художников, создавших в 1970-е годы особую школу авангардистской живописи.

В особняке Румянцева на Английской набережной Петербурга представили 300 картин, которые в советское время можно было увидеть только на так называемых квартирных выставках. Это работы художников, относящиеся к ленинградскому неофициальному искусству второй половины прошлого века. При этом организаторы постарались передать атмосферу тех лет, оформив экспозицию соответствующим образом.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков посмотрел.

Мужчина и женщина на портрете — это Анатолий Сидоров и Галина Волкова, те самые коллекционеры андеграунда, собрание которых сегодня составляет большую часть выставки в особняке Румянцева.

Картины, которые на выставке размещены на каждом свободном сантиметре, висят на шпалерной развеске. Именно так выглядели квартирные выставки в Ленинграде. Когда рисунки занимали все пространство от пола до потолка. И об удобстве зрителей особенно никто не заботился.

Ленинградский андеграунд начинался в 60-х с Круга Арефьева. Несколько человек, отчисленных из средней художественной школы и не принимающих официальное советское искусство, устраивают выставки в коммуналках и, по сути, создают свое направление в живописи.

Вера Ловягина, хранитель фонда живописи и графики Государственного музея истории Санкт-Петербурга: «В основном, все эти люди работали в кочегарках, дворниками. Имея минимальную зарплату, они находили такую работу, которая я бы давала свободу во всем. В том числе — в распоряжении своим собственным временем. Нужно было заниматься живописью и при этом где-то официально работать».

На этой стене, как на огромной палитре, сегодня интереснее всего искать. Например, две заглавные буквы Ш.М., 62-й год. Это Михаил Шемякин. Здесь есть еще несколько его ранних работ, по которым ни за что не догадаться об авторстве. Другая буква Ш — это уже Шинкарёв — один из создателей «Митьков», который, кстати, тоже участвует в квартирниках в середине 70-х.

Кристина Березовская, директор KGallery, искусствовед: «Этим искусством интересно заниматься. Еще осталось огромное количество семей, в которые мы может прийти и приобрести какие-то вещи. Тем не менее, это время безвозвратно ушло».

Сегодня это направление называют «газаневской культурой»: первые официальные выставки проходили в 74-м и 75-м соответственно в ДК Газа и ДК «Невский». Здесь, конечно, уже к тому времени есть свои авторитеты и основатели школ, но по-прежнему нет ни особенного признания, ни денег — вплоть до перестройки.

Вера Ловягина, хранитель фонда живописи и графики Государственного музея истории Санкт-Петербурга: «Когда открылся занавес, когда очень много зарубежных галеристов приезжало сюда, когда картины буквально грузовиками увозили на Запад. Покупали за копейки. Но для нашего советского человека это было очень важным».

Работы Владимира Овчинникова сегодня можно увидеть уже и в Эрмитаже, и в музее «Метрополитен». Точно так же как и картины Владлена Гаврильчика, который в 40 лет забросил работу инженера и стал рисовать, зарабатывая на жизнь то шкипером на барже, то проводником почтового вагона.

Судьбы этих художников отнюдь не всегда были трагическими, но протест, заложенный в их живописи, никуда не исчез. И сегодня это по-прежнему не мейнстрим, а именно ленинградский андеграунд.

Читайте также