Правнук Александра II впечатлился знаменитыми па в Петербурге

22.04.2013, 18:18

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Любителей балета всех возрастов ждут на международном фестивале Dance Open, проходящем в эти дни в Северной столице.

Сегодня в Петербурге выступлением мировых звезд балета завершается международный фестиваль балета Dance Open. А накануне целый гала-концерт посвятили истории русского балета. И провели его в честь 400-летия Дома Романовых.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков посмотрел номера и встретился с правнуком императора, построившего Мариинский театр.

Без эффектного танца басков история русского балета была бы неполной. «Пламя Парижа» — знаменитый драматический балет, созданный в Ленинграде еще в начале 30-х. В репертуаре петербургских театров его сегодня нет, в отличие от Национальной оперы Украины. В спектакле задействованы более трех десятков киевских артистов.

Денис Матвиенко, солист балета Национальной оперы Украины: «Всегда был русский балет. Мы не говорим украинский балет. Мы говорим русский балет. Давайте скажем славянский балет. Хотя если Русь пошла из Киева, какая разница? Я не вижу никаких границ».

Русский балет давно не имеет границ. Петербургский хореограф Баланчин своим искусством соединил Россию и Америку.

Амар Рамазар, солист «Нью-Йорк Сити балет»: «Для меня огромная честь быть здесь, в Петербурге. И, конечно, для меня это связано с Джорджем Баланчиным. Без него и тех традиций, которые он заложил и принес в Америку, не было бы „Нью-Йорк Сити балет“. И это просто благословление свыше, что я здесь нахожусь».

Судьба Михаила Фокина, как Баланчина, тоже связана с дягилевским русским балетом. Именно этот хореограф создал знаменитого Умирающего лебедя на музыку Сен-Санса. На Dance Open удивительную пластику крыльев продемонстрировала Ульяна Лопаткина.

Уже в «Лебедином озере» славу русскому балету принесла Агриппина Ваганова, которая впервые исполнила 32 фуэте. Олег Каравайчук лично был знаком с танцовщицами, которые его вдохновляли на творчество.

Олег Каравайчук, композитор: «Я ее знаю с пяти лет. Тогда она еще была молодая. А потом когда Уланова приехала из Москвы, Ваганова уже постарела. Это было очень страшно для меня, потому что я ее обожал».

Dance Open подготовил специальную программу в честь юбилея императорского дома, ведь Романовы внесли огромный вклад в становление русского балета. Анна Иоанновна стала основательницей системы хореографического образования; Александр II построил Мариинский театр. Единственный правнук императора, светлейший князь Георгий Юрьевский, проживающий в Швейцарии, помнит, как в детстве посещал спектакли в Париже, куда приезжал с гастролями Кировский балет.

Георгий Юрьевский, светлейший князь, правнук Александра II: «Когда ты ребенок, тебя больше трогает не история твоей семьи, а именно эмоции на сцене, танцы, движения. И потом, когда вырастаешь, история семьи становится более важной для тебя».

Участники Dance Open репетировали в фирменных футболках и согревающей одежде. Чтобы танец был безупречным недостаточно только мастерства, нужна поддержка специалистов и технологий.

Почти за три века существования балета изменилась не только техника танца, хореография, но и появились новые сценические возможности. В XXI веке на балет работает целая индустрия. Только напольных покрытий существует десятки: здесь и зеркальное, и с золотыми вкраплениями, ворс и ковролин различных расцветок и тиснений. Теперь станцевать «Лебединое озеро» можно на самых неподготовленных подмостках.

Два века подряд русская балетная школа признается самой авторитетной, а ее педагоги востребованы во всех уголках земного шара. Так что артисты всего мира учат знаменитые па, вписанные золотыми буквами в историю русского балета.

Читайте также