Журналист НТВ на себе испытал, каково это — быть семинаристом

21.04.2013, 21:31

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Духовные узы: кто и зачем нынче записывается в семинаристы? Мифы и тайны — все узнаем изнутри и проверим на себе.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на минувшей неделе отметил, что факультатив «Основы православной культуры» пользуется все большей популярностью у школьников. Так, за пять лет существования соответствующей всероссийской олимпиады число участников аж в десять раз возросло.

Да и в семинариях — учебных заведениях, обросших мифами и тайнами в обывательском представлении, — в последнее время яблоку негде упасть. Корреспондент НТВ Андрей Григорьев получил доступ в одно из самых престижных и закрытых церковных учреждений.

Почувствовать себя семинаристом Московской духовной академии человеку светскому не так-то просто. Даже форму никто не выдаст — черный китель военного образца, к которому каждый собственноручно пришивает белоснежный подворотничок. А подрясник так вообще нужно еще и заслужить.

Олег Гусев, студент 1-го курса бакалавриата Московской духовной академии: «Подрясники в Московской духовной академии носят студенты, которые на третьем и четвертом курсе постригаются во чтеца. Это первая ступень церковного служения».

Облачение имеет значение. Фиолетовое — для праздников в честь святых мучеников, голубое — во славу Богородицы, в Воскресение — предпочтительнее золото.

В студенческом общежитии койко-мест не хватает, несмотря на кажущееся обилие помещений. Церковная библиотека сейчас в ремонте, и часть книг временно перенесли в жилые комнаты.

Под царскими чертогами (а сверху действительно располагаются палаты, предназначавшиеся когда-то для императорской фамилии) селят в основном студентов первого и второго курсов. По 12–16 человек в комнате, на двухъярусные кровати. У старшекурсников уже гораздо более комфортные жилищные условия.

Все это очень похоже на военные казармы, а дисциплина, пожалуй, почище армейской. Подъем в пять утра, отбой — в 23 часа, обязательное присутствие на утренней и вечерней молитвах. Отлучаться за пределы лавры можно только по острой необходимости. За нарушения предусмотрена четкая система наказаний — своеобразные наряды вне очереди.

Серафим Гоюк, студент 1-го курса бакалавриата Московской духовной академии: «Приезжает, например, фура с картошкой, и он идет ее разгружать. Грубо говоря, идут такие грязные послушания, чтобы человек мог осознать свою вину. И понять, что так он уже больше не должен делать».

Зачем молодые люди (а поступают сюда сейчас преимущественно сразу после школы) сознательно идут на все эти ограничения? Оказывается, здесь лучшее богословское образование в стране. Правда, сменить стезю уже вряд ли получится — свидетельство об окончании академии в России не слишком котируется.

Евгений, архиепископ Верейский, ректор Московской духовной академии: «Действительно, парадокс ситуации заключается в том, что государство не признает наших дипломов, пока мы не прошли аккредитацию. Мы выдаем свои дипломы. Но с нашим дипломом можно поступить, например, и в Оксфорд».

Церковное образование многие, наоборот, получают в дополнение к светскому. Где еще освоить профессию регента (дирижера церковного хора), которая, как уверяют, сейчас очень востребована?

Подробности — в материале НТВ.

Читайте также