Синюю спальню Эрмитажа превратили в райские кущи

16.04.2013, 21:47

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Лучшие образцы декора XVI-XIX веков собраны на выставке в Эрмитаже. Экспонаты объединяет тема «Птицы — вестники богов».

Более 100 экспонатов представлены на открывшейся сегодня выставке в Эрмитаже. Павлины, голуби, орлы и лебеди слетелись в Синюю спальню Зимнего дворца. Это предметы прикладного искусства, относящиеся к Позднему Ренессансу, барокко и ампиру.

Количество эрмитажных птиц и не сосчитать, их тысячи в скульптурах и затейливых механизмах. Кураторы ограничились образцами декоративно-прикладного искусства от эпохи Позднего Возрождения до ампира. Превратив на время Синюю спальню Зимнего дворца в некое подобие райского сада.

Сюжет с участием птиц стар как мир. Вестники богов — так называли пернатых во все времена — легко перелетали из античности в эпоху Ренессанса. Тогда более распространенными стали аллегории и божества в виде лебедей, голубей и павлинов.

В XVI веке в блюде лиможский мастер показал сюжет из римской мифологии: Юнона с павлином. В XIX веке без павлина не обошлись самые точные швейцарские золотые часы с алмазами. Но особенно популярны райские кущи были в эпоху барокко. Тогда стаи птиц по традиции считали аллегориями воздуха и слуха. Такие сюжеты воплощались в фарфоре.

Материал и техника превращали предметный мир в настоящие грезы. В композиции из Мейсена, где главное — изысканные фигурки богов и цветов, задействован и другой символ — востребованный во всех эпохах орел.

Татьяна Косоурова, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: «В этой колеснице виден орел в центре композиции и в то же время здесь присутствует Меркурий. Без орла совершенно невозможно. Орел — это символ власти».

О вестниках любви и богов — в репортаже корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Читайте также