Герман-старший сжег здоровье на съемках последнего фильма

21.02.2013, 14:24

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня»

Режиссер пяти фильмов и творец киноэксклюзива Алексей Герман-старший не дожил до выхода в свет своего последнего фильма. Создание ленты «Трудно быть богом» затянулось на 12 лет, и именно в эти годы режиссер подорвал здоровье.

В Санкт-Петербурге утром умер Алексей Герман-старший — выдающийся режиссер, сценарист и актер, которого чаще называют просто художником. В его творческой биографии — всего несколько кинолент, но все они попали в «золотую коллекцию» отечественного кино. Обладая исключительным взглядом на жизнь, Герман сумел подобрать особый язык, чтобы объясниться со зрителем. Как считают коллеги режиссера, он всегда шел впереди, даже когда десятилетиями возвращался к исходной точке, снимая один и тот же фильм.

Корреспондент НТВ Николай Булкин — об уникальном творческом пути.

Его называли режиссером эксклюзива: за многолетнюю творческую деятельность Герман-старший снял пять картин. Последней — «Трудно быть богом» — зритель пока не видел. Восемь лет режиссер вместе со своей супругой и музой Светланой Кармалитой оттачивал на монтаже каждый кадр и каждую склейку новой своей ленты. Фильмов режиссер снял немного, но каждый из них становился классикой. О его принципиальности и в работе, и в жизни, лучше всего знает сын, ставший, как и отец, режиссером.

Из записи Алексея Германа-младшего: «Для меня отец всегда был образцом достоинства, нестяжательства и честности. Он никогда не хотел дорогих машин или роскошных костюмов. Он считал, что в нашей стране интеллигент не должен превращаться в вора и богача».

О скрупулезности и требовательности Алексея Юрьевича ходят легенды. Вагонный эпизод в фильме «Двадцать дней без войны» можно было снимать и в павильоне, но режиссеру нужна была подлинность, звук настоящего поезда. Снимая кадр, он долго гонял состав из стороны в сторону в жуткий мороз и даже специально выстудил вагоны, чтобы актеры еще больше вжились в образ.

За документальную правду его картины порой долгое время не видели зрителей — комиссии признавали их антисоветскими. Фильм «Мой друг Иван Лапшин», который Герман снял по повести своего отца, пролежал на полке пять лет. Лента «Проверка на дорогах» была под запретом 15 лет, так как в ней рассказывается история о советском солдате, который перешел на сторону немцев, а потом раскаялся. Сам режиссер своей лучшей работой считал «Хрусталёв, машину!».

Алексей Герман-старший, режиссер: «Мне картина начинает нравиться через несколько лет. Мне сейчас нравится „Лапшин“, мне сейчас начинает нравиться „Хрусталёв, машину!“. Я всегда понимал, что наиболее значительное, что я сделал, это „Хрусталёв, машину!“, потому что это история моей изнасилованной родины. Моей изнасилованной страны».

Съемки картины «Трудно быть богом» по произведениям братьев Стругацких затянулись на долгие годы. У актеров сдавали нервы, пока выстраивался нужный план на съемочной площадке, сам режиссер терял силы и здоровье, работая почти круглосуточно. Но съемки закончились, и казалось, что он увидит, как картину встретят зрители.

Из записи Алексея Германа-младшего:«Этот фильм отец снимал уже сильно болея, жертвуя ради него своей жизнью. Фильм снимался долго и мучительно. Как главная работа в жизни».

Алексей Герман-старший занимал принципиальные позиции, не только работая на съемочной площадке, но и отстаивая интересы старейшей киностудии «Ленфильм», с которой связал свою творческую судьбу. В последние годы киностудия испытывала серьезные финансовые проблемы. Шла речь о продаже фабрики в частные руки. Все это время режиссер спорил с властями и бизнесменами, предлагал свою концепцию возрождения киностудии. Теперь к «Ленфильму» несут цветы в память о режиссере.

Связанные новости

Читайте также