В Ленобласти не спешат найти деньги на восстановление музея блокады

01.02.2013, 17:28

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Вернут ли музей к жизни, пытаются ответить жители деревни Кобона, где уже три года областные власти не могут построить сгоревшее в пожаре здание фондохранилища, посвященного Дороге жизни.

Жители деревни Кобона в Ленинградской области снова отмечали День снятия блокады без музея, посвященного Дороге жизни. Экспозицию уничтожил огонь три года назад. И тогда же ее обещали восстановить, но никакие работы до сих пор на месте не проводились. Зато появились слухи о том, что здесь могут быть замешаны интересы бизнеса. Алексей Чеботарев разбирался.

Кобона — это то самое место, куда приводила Дорога жизни. Добраться сюда было заветной целью тех, кто эвакуировался из Ленинграда. Отсюда в осажденный город через Ладогу переправляли продовольствие.

21 ноября 41-го отсюда отправился первый санный обоз с 63 тоннами муки. Уже на следующий день Кобона приняла 60 полуторок из Ленинграда. Затем здесь был построен порт и железнодорожный узел. Через Кобону на большую землю попали больше миллиона ленинградцев.

Но сегодня в деревне о героическом прошлом напоминают только стела и восстановленный в 2003-м на пожертвования храм Николая Чудотворца. Уникальная когда-то церковь-маяк в годы блокады служила эвакуационным пунктом. Музей, одновременно посвященный Дороге жизни и родившемуся в Кобоне поэту Александру Прокофьеву, сгорел 14 мая 2010-го.

Нелли Вавилина, дочь создательницы музея Галины Вавилиной: «Два с половиной года спустя мне соизволили ответить из правительства Ленобласти. Буквально в двух строчках сообщалось, что вопрос находится в ведении комитета по культуре. Но в таком случае у меня большие вопросы к комитету по культуре Ленобласти. Каковы причины пожара, какие выводы сделала экспертиза и следствие?»

На самом деле, результаты экспертизы появились почти сразу после пожара. Двухэтажное деревянное здание подожгли. Говорят, в полицейских сводках даже фигурировал факт ночной погони на обычно пустой дороге от Кобоны до трассы «Кола».

Возможно, в ту злополучную ночь разгневанные жители деревни пытались самостоятельно наказать поджигателей. Тем не менее, злоумышленников не нашли. Музей восстанавливать так и не начали. А в последнее время по деревне пошел слух: участок земли, на котором располагалось здание, уже продан в частные руки.

Нелли Вавилина, дочь создательницы музея Галины Вавилиной: «Пусть они опровергнут или подтвердят тот факт, что якобы земля за музеем уже кому-то принадлежит».

Возможность опровергнуть этот факт появилась несколько недель назад. Денис Пылев, директор музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» — в Кобоне был его филиал — получил документы на землю лишь 28 декабря. Тип разрешенного использования — только музей.

Как воссоздать утраченное в огне — теперь главный вопрос. В головном помещении учреждения — уникальная выставка работ художников, которые с оружием в руках защищали Ленинград. И это временная экспозиция, запасники есть. Но директор все равно говорит: фонды для музея в Кобоне придется собирать с миру по нитке, как и средства на его восстановление.

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв разбирался, быть или не быть блокадному музею в Ленинградской области.

Читайте также