Российским пилотам сохранили советский отпуск

30.01.2013, 20:22

Видео программы «Сегодня»

Верховный суд России сохранил за пилотами гражданской авиации право отдыхать на несколько недель больше работников других отраслей — сократить пилотские отпуска требовал «Аэрофлот».

В советском прошлом это называли «молоко за вредность». В марте 86-го все советские летчики радостно обсуждают приказ №50: «добавка» позволяет отдыхать целых 70 дней. Но теперь «Аэрофлот» требует старые правила отменить.

Позиция крупнейшего российского авиаперевозчика как раз и основана на «изменении реалий». Самолеты теперь уже не требуют таких физических нагрузок при управлении, теперь надо больше «летать мозгами». Да и дефицит пилотов налицо. Кроме того, нынешний трудовой кодекс рассчитывает отпуск по календарным, а советский — по рабочим дням.

Но Верховный суд иск удовлетворил лишь частично, указав на то, что считать надо в календарных днях, но уменьшить продолжительность отдыха отказался. Это решение профсоюзы приветствовали.

В борьбе за права летного состава, кстати, регулярно разгораются одни из самых громких и скандальных рабочих споров. Вскоре, возможно, предстоит еще один. Многие перевозчики требуют разрешить работать в России пилотам-иностранцам. Сейчас это прямо запрещено Воздушным кодексом. Аргументы «за»: в 1997 году на 20 миллионов перевезенных пассажиров в России приходилось 67 тысяч пилотов. В 2011 на 64 миллиона пассажиров пришлось 12 тысяч пилотов. Дефицит командиров воздушных судов Минтранс сейчас оценивает примерно в тысячу человек, и, по прогнозам, цифра эта будет расти. Ежегодно количество уходящих на пенсию пилотов примерно на 200 человек больше, чем число получающих летные дипломы выпускников, передает корреспондент НТВ Георгий Гривенный.

Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы компании «Авиапорт»: «Во-первых, у авиакомпаний нет возможности выбирать лучших из лучших. Любой пилот, имеющий необходимую бумагу, необходимые допуска, может занять место КВС (командира воздушного судна — прим.), даже если по объективным показателям его квалификации недостаточно. Во-вторых, дефицит на рынке труда приводит к завышению рынка зарплат».

То есть фактически сейчас «нанять квалифицированного пилота» значит «переманить» его у конкурента. В одной компаний даже действует программа: приведи на работу опытного коллегу и получи премию — 200 тысяч рублей. Профсоюзы и здесь гнут свою линию: мол, отечественные кадры на такой конкурентной почве не успеют вырасти.

Подробности — в репортаже.

Читайте также