Поклонники Гайдая отмечают 90-летие великого режиссера

30.01.2013, 10:55

Видео программы «Сегодня»

Любители бессмертных советских комедий про операцию «Ы», кавказскую пленницу и бриллиантовую руку отмечают 90-летие со дня рождения режиссера Леонида Гайдая. Сегодня мэтру отечественного кино исполнилось бы 90 лет.

Культовому советскому режиссеру и сценаристу Леониду Гайдаю сегодня исполнилось бы 90 лет. Создатель Труса, Балбеса и Бывалого, автор приключений Шурика был и остается одним из самых любимых комедиографов страны. Его фильмы не устаревают, армия поклонников увеличивается с каждым днем. По-чаплински выразительные короткометражки, искрометные комедии, экранизации классиков — ему удавались все виды сложнейшего жанра. Корреспондент НТВ Александр Калинин разглядел отражение жизни юбиляра в его работах.

В годы войны Гайдаю приходилось ждать. В 42-м, когда военком набирал пополнение в армию, 19-летний Лёня готов был пойти в артиллерию, разведку или на флот. Но в родном иркутском военкомате его помнят не только за рвение.

Виктор Климов, начальник отделения по работе с гражданами военного комиссариата Иркутской области: «Действительно, Гайдай забросал огневую точку противника, уничтожил трех немцев и был уже тогда удостоен медали „За отвагу“».

Это для России Гайдай — великий режиссер, а для Иркутска — сибиряк, свой человек. Здесь знают, что он любил и какие письма писал родителям.

Лилия Харченко, директор школьного музея: «Гайдай писал: „Вы не думайте, что я такой плохой, мама и папа. Я тружусь, я стараюсь. Меня любит мой, именно мой зритель, который идет именно на мои фильмы“».

Но настоящий Гайдай не в жизни, он — в кино, качество которого вылилось в количество зрителей. Только «Операцию „Ы“», «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку» в Советском Союзе посмотрели 222 миллиона человек. Почти все население СССР.

Его большой успех начался с маленькой короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс», подарившей зрителям, пожалуй, самую смешную кинотроицу — Вицина, Никулина и Моргунова. Ни до, ни после страна так не любила жуликов, как в его «Операции „Ы“» и «Кавказской пленнице». За гениальным актерским составом прячется и гений Гайдая. Ведь даже придуманный им Шурик — зеркальное отражение самого режиссера. Демьяненко верхом на осле — реминисценция на службу Гайдая в Монголии, где, объезжая для армии лошадей, он выглядел столь же комично.

Потом была «Бриллиантовая рука». И тут уже трудно что-то рассказывать, лучше просто смотреть в сотый, тысячный раз и смеяться, будто смотришь впервые. Все эти хиты советского кино родом из 60-х, золотого для Гайдая времени. Но даже оно оказалось не властно над комедийным талантом. В 73-м страна увидела, как «Иван Васильевич меняет профессию».

Запрещенный Высоцкий, управдом, дорвавшийся до царского трона. Так Гайдай говорил со зрителями, задевал струны в их душах. В 50 лет он уже мог позволить себе многое. Картины Леонида Гайдая — это тот случай, когда при всей любви не хочется ни «Бриллиантовой руки — 2», ни сиквела к «Ивану Васильевичу», потому что лучше уже никто не снимет.

Читайте также