Ангел-хранитель Павловска: музейщики вспоминают легендарную Анну Зеленову

29.01.2013, 13:44

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

К 100-летию со дня рождения директора музея-заповедника в РНБ открылась выставка уникальных фотографий и писем.

В Российской национальной библиотеке открывается выставка, посвященная лишь одной, но действительно легендарной личности. 100 лет назад родилась реставратор, директор музея-заповедника «Павловск» Анна Зеленова. На экспозиции представили документы из нескольких архивов — ее личного, музея, которым она руководила 40 лет, и РНБ.

Наверное, это единственный случай в истории Российской национальной библиотеки, когда сотруднику, проработавшему здесь не больше года, посвящают целую экспозицию. И, конечно, дело не только в круглой дате — 100-летии со дня рождения, а в масштабе личности Анны Зеленовой.

Корреспондент НТВ Юлия Олещенко изучила музейно-библиотечные архивы.

Документы из личного архива, бережно хранимые приемной дочерью Анны Зеленовой, помогают поверить в, казалось бы, невероятное. Как хрупкая молодая женщина, которой врачи из-за туберкулеза костей запрещали подолгу ходить, в осажденном городе организует выставки, помогает эвакуировать детей и заботится о сохранении сокровищ Павловского дворца, иногда отдавая распоряжения даже суровым людям в погонах. Например, майор Борщов без малейшего промедления выполнил приказ директора Зеленовой.

Для того чтобы восстанавливать любимый Павловск, она лично привезла с фронта архитектора, а за художником, служившим в рядах НКВД, лично ездила к Берии. Коллеги называли ее бесстрашной, начальник по охране памятников Ленинграда даже в официальном письме величал героической женщиной, а она лишь заботилась, чтоб ни одна минута для русской полезности не пропадала. В 44-м у нее был полностью готов проект реставрации Павловского дворца.

Аделаида Ёлкина, ученица А. И. Зеленовой: «От дворцово-паркового ансамбля, на первый взгляд, ничего не осталось. Но она пришла в Павловск с уже готовой программой, что надо делать. И все видели руины , а она видела возрожденный дворец».

Фрагменты лепнины дворца она велела выбирать из завалов вручную. Так же бережно она относилась и к людям. Павловская детская музыкальная школа начиналась в ее кабинете, ее хлопотами удавалось устроить на работу никому не известного паренька из Мурома и спасти от репрессий бывшего директора музея.

Сохранять искусство и человеческие жизни для нее казалось одинаково важно и ответственно. Не зря в своем завещании Анна Зеленова просила хранить Павловск и добрую славу о нем. Не позволять бранить его и там, где можно, не позволять меркнуть.

Связанные новости

Читайте также