В Освенцим вернули память о советских освободителях

28.01.2013, 11:37

Видео программы «Сегодня»

В мемориале на месте концлагеря, имя которого стало символом нацизма, вновь открылась российская часть экспозиции. Посетители могут зайти в барак №14, где когда-то советские узники томились в ожидании свободы — она пришла в лагерь в 1945 году вместе с воинами-красноармейцами.

Российская часть история фашистского концлагеря Освенцим заняла свое законное место в музее Аушвиц-Биркенау в Польше. В годы войны там погибли больше миллиона человек, десятки тысяч из них — советские граждане. Около десяти лет российские историки собирали материалы и свидетельства бывших узников, чтобы установить экспозицию.

Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев услышал воспоминания из первых уст.

В поминальные дни в музее Аушвиц-Биркенау особенно много посетителей. Тысячи человек проходят под известной на весь мир надписью мимо жилых блоков до Стены смерти. Почти десять лет в этот маршрут не входил корпус №14 — барак, в котором сначала находились советские узники, а потом советская экспозиция, последние годы был заколочен. Торжественно открыли его только в день 68-й годовщины освобождения концлагеря.

Виктор Скрябин, замглавы Центрального музея Великой Отечественной войны: «Цель этой экспозиции — подчеркнуть мужество наших граждан, находящихся в концлагере. И подчеркнуть миссию Красной армии, поскольку Аушвиц стал не только символом геноцида, не только символом Холокоста, но и символом освобождения».

Закрытие выставки в 2005-м сопровождалось историко-политическим скандалом. Польской стороне тогда не понравилась экспозиция, созданная российскими музейщиками.

Петр Цывиньский , директор государственного музея «Аушвиц-Биркенау»: «Экспозиция начиналась с 1941 года, а не с 1939, что, на наш взгляд, искажало историческую правду, ведь первые эшелоны с узниками прибывали сюда гораздо раньше, в 1940-м».

Директор музея Аушвиц — не политик, а ученый. Он все эти годы настаивал, что без российской экспозиции история концлагеря не может быть полной, ведь советские граждане были по обе стороны этой колючей проволоки: и первые узники, и освободители.

Создание новой выставки поручили российскому Центральному музею Великой Отечественной войны, который начал работу с фактов, не вызывающих сомнений ни у одной из сторон. Первый этаж рассказывает о том, как 27 января 1945 года 1-й Украинский фронт освобождал оставшихся в живых заключенных Аушвица. Среди освободителей был 21-летний командир роты Иван Мартынушкин.

Иван Мартынушкин, ветеран Великой Отечественной войны: «Стояли, значит, люди. Я не помню, сколько человек. И даже не поймешь, женщины или мужчины, потому что укрыты они были пледами, одеялами, наверное, каким-то тряпьем».

Весь второй этаж — о советских заключенных, которым на страшной фабрике смерти пришлось стать первопроходцами. Первыми расстрелянными здесь были красноармейцы, убийства газом «Циклон-Б» впервые испытали на них же.

Виктор Скрябин: «На советских военнопленных на первых была применена технология клеймения, и здесь показан этот пенал с номерами. Это приспособление для клеймения военнопленных».

Интернациональную церемонию памяти открыла москвичка Ксения Ольхова. Ей было 13, когда она попала в лагерь Аушвиц-Биркенау.

Ксения Ольхова, бывшая узница концлагеря: «Я помню, что у меня были перебиты ноги, я была на нижней полке, на нарах. Периодически брали детей оттуда на забор крови, но те дети, которые не приходили в себя, не возвращались больше в бараки. Но если кто-то подавал признаки жизни, опять в барак вели».

Коллективная молитва представителей разных конфессий и зажжение свечей на месте взорванного крематория завершили траурную панихиду. А создатели российской экспозиции надеются, что она привлечет в музей наших соотечественников. Сейчас из 1,5 млн посетителей в год россиян только 5 000 — меньше, чем туристов из Сингапура.

Читайте также