Нефтегазовые компании России устремились на Восток

27.01.2013, 20:31

Видеосюжет: Иван Трушкин (Иван Трушкин)
Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Золотое дно: как добывают самую чистую российскую нефть, и чем для нас выгодно сотрудничество с Востоком?

Владимир Путин на минувшей неделе встретился с главами двух российских компаний — «Транснефти» и «Роснефти». Формально речь шла об итогах работы последних за 2012 год, но и стратегический вектор читается: на Востоке, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона к нашим углеводородам, в том числе и к голубому топливу, проявляют все больший интерес.

Развитие такого сотрудничества много чего сулит: диверсификация поставок укрепляет наши позиции, как экспортера («Газпром», например, уже предпринял ряд конкретных шагов на перспективном направлении), на новый рынок мы выходим с козырем на руках, да и внутри страны новые рабочие места создаем.

Корреспондент НТВ Иван Трушкин и в настоящее углубился, и в будущее заглянул.

Обновить гардероб — обязательное условие путешествия: оранжевый гидрокостюм должен надеть любой, кто собирается на платформу. Съемочную группу НТВ пожалели, но обычно еще просят подуть в алкотестер — у нефтяников в море сухой закон.

Полчаса полета над снежной пустыней: внизу редкие деревья, потом уже покрывшееся льдом море. И наконец — Орлан. Первое, что услышит любой, кто сюда прилетит, будь он хоть федеральным министром, это инструктаж на случай эвакуации.

На Орлане 20 сважин, которые «Роснефть» разрабатывает совместно с партнерами из Exxon Mobil. В январе начали новую программу бурения. Здесь нет перемазанных нефтью, как в кино, рабочих — за процесс отвечает человек, управляющий джойстиком. Одно движение, и труба отправляется вниз.

У нефтедобычи не самая экологичная репутация, но на Орлане — нулевые выбросы в воду. Китов тут за время работы платформы стало больше — ради них даже останавливали геологоразведку.

Алексей Пестов, руководитель группы инженеров по обеспечению надежности оборудования: «Это, естественно, влияло на наши планы по окончанию работ. Но прежде всего задача была — оставить китов в покое».

В диспетчерской на берегу контролируют давление в трубе. Здесь же видно, куда нефть потечет дальше: больше 200 километров до терминала. Танкеры там ходят круглый год, даже несмотря на то, что море покрывается льдом. Но прежде, чем попасть туда, нефть оценивают химики. Нефть марки «Сокол», которая идет отсюда в Азию, — лучше привычной российской смеси Urals. Она легче, в ней меньше серы.

Александр Вострокнутов, ведущий инженер: «Качество нефти сопоставимо с качеством марки Brent, которая является реперной точкой для торгов. И торгуется она на тех же уровнях. Нефть очень хорошая, легкоперерабатываемая. Нареканий не вызывает».

Азиатский вектор все интереснее не только для российской нефте-, но и газодобычи. В «Газпроме» тоже активно двигаются на Восток: решено строить трубопровод из Якутии до Владивостока. У соседей — Китая и Японии — интерес к газу все выше.

Подробности — в материале НТВ.

Читайте также