Памяти Бориса Стругацкого: репортаж к юбилею писателя

19.11.2012, 22:14

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Вечером 19 ноября в одной из больниц Санкт-Петербурга на 80-м году жизни скончался писатель Борис Стругацкий. Предлагаем вашему вниманию репортаж, снятый несколько лет назад к юбилею великого фантаста.

Фантасты Стругацкие основали в советской литературе целый жанр. В 60-х молодое поколение росло на «Стране багровых туч» и «Далекой радуги», в 70-х Стругацкие стали классиками уже мировой научной фантастики. В 80-х к своим многочисленным рассказам и повестям они добавили киносценарии: новый 1982 год страна встречала с фильмом «Чародеи». Аркадий и Борис Стругацкие назвали сценарий к этому фильму «киносказкой для младших научных сотрудников».

Друзья в шутку называли Бориса Стругацкого императором еще в 60-е годы — не потому, что считали его великим, а потому, что профиль писателя походил на римский. Сегодня на многочисленных конференциях отечественных фантастов Борис Натанович по праву занимает почетное тронное место.

Судьба произведений Стругацких вызывает зависть коллег по цеху. Например, написанное в середине 60-х «Трудно быть богом» до сих пор актуально. Несколько раз к этой книге пытались подступиться кинематографисты. Сегодня фильм по этой повести снимает сам Алексей Герман: драматургия фантастики Стругацких подвластна лишь классикам.

«Сталкер» Тарковского родился из их повести «Пикник на обочине» — именно в этой повести прозвучало, наверное, главное завещание Стругацких: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!». Идея о том, что Землю посещали инопланетные цивилизации, в фантастической литературе уже давно стала банальностью, но Стругацким удалось написать пронзительную человеческую историю, происходящую в Зоне, оставленной пришельцами, где не работают ньютоновские законы.

Фантастика Стругацких продолжает особую традицию в литературе, где повествование развивается на грани сказки и научной гипотезы.

Фотография главного фантаста страны — лучший литературный ход для литературного журнала, который отдает свои страницы любимому литературному жанру технической интеллигенции 80-х. В журнале «Полдень XXI век» публикуются уже те, кто воспитан на книгах Лема, Кларка, Шекли. Однако достичь высот Стругацких молодым авторам не просто, ведь на счету отечественных классиков 321 издание в 27 странах мира.

Связанные новости

Читайте также