Человек, артист, композитор: для Ильи Олейникова прозвучали последние аплодисменты

16.11.2012, 21:24

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Родные, коллеги и друзья в интервью НТВ рассказали о том, почему никто не посмел сфотографировать больного артиста в палате, какое впечатление произвел мюзикл Олейникова «Пророк» и как он сумел перевоплотиться в Демона.

На этой неделе не стало Ильи Олейникова — замечательного актера и очень хорошего человека. Он умер 11 ноября в 122-й медсанчасти Петербурга. Из-за остановки сердца, которое не выдержало борьбы с тяжелой болезнью. Об этом рассказал сын Ильи Олейникова Денис Клявер.

О том, что актер серьезно болен кроме близких не знал никто. Ни врачи, ни сестры не открыли врачебной тайны, не продали бульварной прессе фотографии Олейникова из реанимации. Такой вот безграничной была любовь к Илье Олейникову.

Денис Клявер, сын И. Олейникова: «В ситуации с отцом у людей просто рука не поднялась. Он пролежал две недели в реанимации. У него была отдельная палата, но там было огромное количество людей: медсестры, санитары, врачи, реаниматологи. У всех мобильные телефоны, у всех встроенные фотокамеры. Отец, естественно, как любой болеющий человек выглядел не так как на сцене. Ни у кого рука не поднялась.

Я благодарен за то, что он ушел ярко, как яркая звезда. И все жалеют себя, что лишились потрясающего человека, актера. Когда это произошло, телефон 11 числа просто разрывался и у меня, и у мамы. И все говорили, какой он был потрясающий, какой он был фантастический. И я сказал маме, что это был как будто его последний концерт, после которого ему аплодируют стоя и звонят, и благодарят, и высказывают слова любви. Такое ощущение было, и оно не покидает».

По словам близких друзей, здоровье Олейникова сильно подкосила неудача мюзикла «Пророк», к которому Илья Львович написал музыку и которому посвятил семь лет жизни. В проекте были задействованы десятки актеров, аранжировку музыки делал автор «Метро» Януш Стоколс. Спецэффекты создали лауреаты «Оскара» из «Властелина колец». Для спектакля сделали 12 тонн декораций.

Постановка обошлась в 2,5 млн долларов, и все это оплачивал Олейников как продюсер. Ему пришлось продать квартиру в Петербурге для реализации идеи. Текст и сюжет мюзикла принадлежит петербургскому актеру и режиссеру Николаю Дуксину, который сыграл там одну из двух главных ролей.

Николай Дуксин, режиссер «Петербург-концерта»: «Илья побывал на гастролях в Соединенных Штатах. И как творческий человек пошел смотреть знаменитые бродвейские мюзиклы. И так они его задели, так его тронули, что он влюбился раз и навсегда в этот жанр.

Илья стал писать музыку. В день по произведению. И все это падало на мою голову. И я сидел и разгребал всю эту музыку. Выстраивая, выбирая то, что может подойти на мой взгляд. Андрей Петров, услышав эту музыку фрагментарно, он специально потом к нему домой приехал и прослушал все наши опусы, все произведение. Потом молча так посидел и сказал: „Илья, мне кажется, ты занимаешься не своим делом“. Тебе надо писать музыку».

Илья Олейников, народный артист России: «Я очень долго находился под впечатлением этой музыки. И потом, как в фильме типа „Чужой“, я чувствую, как у меня в организме начинает прорастать какой-то другой организм. Маленький такой. Потом он начинал из меня выпирать. Этот мюзикл сейчас для меня — как очень красивая машина, которая пылится в гараже. И надо ее просто завести, этот гараж открыть. И вот когда эта машина выйдет, все увидят, какая это потрясающая тачка».

Теона Дольникова, актриса: «С какой-то финансовой точки зрения были сложности. И, естественно, он переживал. Потому что как для любого творческого человека это его детище. И как за своего ребенка он переживал. Все это, конечно, стоило огромных денег и огромных усилий для него. Возможно, что нервное состояние повлияло на его здоровье».

Несмотря на то, что мюзикл закрыли 2011 году, у проекта есть будущее. Как сообщил НТВ Денис Клявер, они с матерью намерены возродить постановку в самое ближайшее время.

Создание мюзиклов, роли в театре, постоянная работа на телевидении. Удивительно при этом, насколько внушительным выглядит список киноролей Олейникова. Он играл писателей и режиссеров, бандитов и рестораторов, а один раз даже перевоплотился в Демона.

Сценарий фильма «Демон и Ада» создавали, имея в виду, что в главной роли будет Илья Олейников — престарелый дьявол, которого подсиживают и отправляют на пенсию, на землю. Там его ждет масса приключений, в первую очередь, любовных. Понятно, что из всех трудных положений герой Олейникова выходит с честью.

Александр Тютрюмов, артист: «Он очень дорожил этой ролью. Когда сценарий пишется непосредственно под актера, это вдвойне приятно. Очень много своего он дал в этот фильм».

Интересно, что эту ленту до сих пор почти никто не видел. Ни широкого проката, ни показов по телевидению. Так что, возможно, последние печальные события окажутся решающими в судьбе картины, и интерес зрителей к Илье Олейникову повлияет на мнение продюсеров, в том числе и музыкальных.

Не все знают его как композитора, чьи песни поют Эдита Пьеха и Надежда Бабкина, что его музыка звучит во многих фильмах и что он выпустил два альбома песен. Первый — «Мой шансон» — появился еще в 2004 году. Второй — «Шансон для двоих» — Олейников записал с женой Ириной в 2010-м.

Наряду с двумя книгами, 30 фильмами и 280 выпусками программы «Городок» они навсегда останутся в народной памяти наследием удивительно талантливого и очень хорошего человека, имя которому — Илья Олейников.

Читайте также