Запретившие «Лолиту» казаки оказались виртуальными

24.10.2012, 06:40

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня»

Казачья «полиция нравов», которая добилась отмены моноспектакля по роману Набокова, продолжает рассылать гневные письма с требованиями новых запретов, в том числе и в Эрмитаж. Между тем официальные организации казаков об авторах писем ничего не знают.

В Санкт-Петербурге разгорелся театральный скандал. Группа возмущенных казаков вынудила артиста Леонида Мозгового отменить свой моноспектакль. Он должен был читать отрывки из романа Владимира Набокова «Лолита», но после гневного письма «общественности» отменил литературных вечер. Припомнили Мозговому и то, что когда-то он не побрезговал сыграть Гитлера.

Корреспондент НТВ Николай Булкин — о тернистом пути к искусству.

Читать Набокова дома актеру Леониду Мозговому никто не мешает. Но прочитать произведение классика на публике вдруг помешали неизвестные, назвавшиеся казаками. Свой моноспектакль заслуженный артист России сделал еще в советское время, сейчас снова выбрал отрывки из «Лолиты» и готовился выйти на сцену. Гневное письмо о пропаганде педофилии пришло за несколько дней до литературного вечера.

Леонид Мозговой, заслуженный артист России: «Этот роман входит в четверку лучших романов ХХ века. Нужно гордиться им. Это не порнография, это литература. Что тогда делать с „Преступлением и наказанием“, запретить?»

В письме больше говорится не столько о творчестве актера Леонида Мозгового, сколько о произведении писателя Владимира Набокова.

Из письма казаков: «Все мы знаем, о чем писал Набоков в этой книге, оскорбив всех порядочных людей — он изложил подробную историю совращения двенадцатилетнего ребенка, девочки. Спектакль, как и публикация романа, и реклама подобного мерзкого сочинения — грех».

Организаторов спектакля смутило, что подписи в письме как будто сделаны одной рукой. Среди жалобщиков — студенты, преподаватели начальных классов и сразу 5 казаков. Но кто эти люди на самом деле, пока не удалось выяснить.

Дмитрий Юрченко, начальник штаба Санкт-петербургского отделения казачьего общества «Казачья стража»: «По приказу нашего атамана провели достаточно глубокое расследование ситуации, поскольку она достаточно большой резонанс вызвала. И выяснили, что таких людей у нас в обществе не существует. Более того, мы их не нашли ни в социальных сетях, ни по тем базам, к которым у нас есть доступ. Таких людей нет».

Для «Лолиты» Набокова такое возбужденное внимание общественности естественно. Для письма явно использовали еще один повод — принятый в Петербурге закон о запрете пропаганды педофилии среди несовершеннолетних. Однако на афише был нужный значок.

В этот вечер Леонид Мозговой должен был один выйти на сцену читать Набокова. В обстановке моноспектакля сбить актера мог любой шепот или звук мобильного телефона. Опасаясь провокаций, актер самостоятельно принял решение свернуть постановку. Автор уверяет — он не струсил. Просто из-за лишней шумихи на спектакль могли прийти люди, далекие от культуры.

На днях похожее письмо направили уже в Эрмитаж, требуя запретить одну из выставок. Подписи те же ,а купюра на афише «Лолиты» кажется теперь еще символичнее.

Читайте также