Возвращение изъятой культуры: автошкола и музей могут стать храмами

02.10.2012, 18:55

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский закон о церковной реституции собирает немало противников и сторонников. Корреспондент НТВ попытался понять, сколько зданий могут быть переданы религиозным общинам и узнал, кто и почему против этого.

280 исторических зданий Санкт-Петербурга могут быть переданы религиозным организациям в соответствии с так называемым законом о церковной реституции. Федеральный документ был принят два года назад. Теперь необходимо наделить региональные власти соответствующими полномочиями.

Уже на первом обсуждении этот местный законопроект был принят за основу. Документ вызвал нешуточные споры среди самих депутатов. Неоднозначно его восприняли и градозащитники, и те, кто в результате может лишиться помещений, и даже сами церковнослужители.

Какие объекты религиозного культа окажутся в первых рядах возвращенцев и почему не все рады такому повороту событий? Об этом специальный репортаж корреспондента НТВ Алексея Корепанова.

Тормозная система «КамАЗа» и стойкий запах машинного масла. Глядя на то, что осталось от автомобильной школы, сложно представить, что некогда здесь благословляли в путь не только начинающих водителей.

Смотритель храма Преподобного Сергея Радонежского сегодня с трудом узнает церковные хоромы. Изъятые в советское время у священников их перестроили, снесли колокольню и купол с крестом, добавили второй этаж. С автоклассом под одной крышей здесь работали ресторан и караоке-клуб. Песни кончились, когда молитвы церкви услышали чиновники.

Владимир Томсон, смотритель храма Святого Преподобного Сергия Радонежского: «Подписаны все документы приемки-передачи, получены ключи от храма. И мы начинаем работы по приспособлению помещения для богослужебных нужд».

На языке юристов это называется реституция — возврат имущества, которое когда-то насильственно изъяли. Историческая справедливость, говорят священнослужители. Беззаконная коньюнктурщина, парируют противники. Вопрос настолько спорный, что даже федеральный закон оставляет право его решения региональным чиновникам.

Окончательного списка, что государство готово передать церкви, в Петербурге пока не существует. Известно лишь приблизительное количество объектов. Их 280. Но не исключено, что эта цифра поменяется. И не только потому, что религиозные организации вправе сами решать, что принимать на свой баланс, а что нет, но и потому, что законодательная и исполнительная власть в городе до сих пор не могут решить между собой, кто конкретно будет заниматься делением имущества.

Смольный хочет оставить это единоличное право за собой. Городские парламентарии против, даже поправки в закон подготовили. До сих пор непонятно, по какому критерию будут определять, переоформлять собственность на церковь или нет. Священникам наверняка придется документально подтверждать свои имущественные претензии.

В петербургской епархии уже присмотрели два строения рядом с Александро-Невской лаврой. В одном планируют разместить книжный магазин, другой — отдать на благотворительные цели.

Александр Сорокин, протоиерей, председатель информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии РПЦ: «Можно перечислить много храмов. которые могли бы развернуть просветительскую, образовательную, социальную деятельность, но не имеют возможности, поскольку не имеют в распоряжении достойных помещений».

Сегодня многие помещения церковь, по сути, безвозмездно арендует у государства с передачей ей имущественных прав, может распоряжаться самостоятельно. Вот пример соседнего Пскова. Судебные приставы выселяют из приходского дома переплетную мастерскую, которая якобы находилась здесь безо всяких документов. Теперь помещение полностью перейдет церкви. Сдавать квадраты можно будет совершенно легально.

Александр Невзоров, журналист, публицист: «Они сейчас попытаются захапать как можно больше недвижки. Потому что это и есть их основная цель. Неужели мы будем всерьез обсуждать, что они кого-то хотят спасать, воодушевлять или наделять нравственностью. Они хотят продать как можно больше свечек».

Новоселья ждет не только Русская православная церковь. Реституция коснется всех конфессий. В еврейской общине знают как минимум два объекта, которые хотелось бы вернуть. Им уже готовы найти применение, вот только денег на содержание зданий у иудеев нет.

Марк Грубарг, председатель еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга: «Если тебе что-то предлагают, надо брать. Потом ты начинаешь думать, как это содержать. Это на самом деле расходы. Здания, которые возвращаются, как правило, находятся в тяжелом для нас состоянии».

Залы музея Арктики и Антарктики в 30-е годы кардинально перестраивали под свои нужды. До этого здесь была Никольская единоверская церковь. Сановники уже приходили к руководству музея. Дескать, они не против вернуться на привычное место.

Виктор Боярский, директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики: «Если посмотреть конкретно по нашей экспозиции, здесь есть диорамы, созданные в 40-х годах, которые в принципе не переносятся. Экспозицию „Птичий базар“ или „Тундра летом“ не перенести, потому что они просто рассыплются в руках».

Этот прозаичный имущественный вопрос в случае с церковью таит в себе и сугубо религиозный парадокс. Как бы не хотели в РПЦ получить новые помещения, им придется подумать, как преступить десятую библейскую заповедь. Она предписывает не желать ни дома, ни поля, ничего, что есть у ближнего твоего.

Читайте также