В Женеве группа экспертов предоставила доказательства сенсационного открытия «Айзелуортская Мона Лиза» все-таки принадлежит кисти Леонардо да Винчи.
Сегодня в Женеве эксперты одного из некоммерческих фондов представили материалы, которые, по их мнению, окончательно доказывают: кисти великого Леонардо да Винчи принадлежит не одна, а две «Моны Лизы». Первая, как известно, хранится в Лувре. Вторая ее называют «Айзелуортской» в сейфе швейцарского банка.
Искусствоведам «Айзелуортская Мона Лиза» известна уже сто лет. Попытки доказать авторство Да Винчи за это время предпринимались неоднократно, но были не слишком убедительными. И вот теперь, как уверяет группа исследователей, технологии XXI века позволили дать однозначный ответ. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг ждал сенсации.
Лиза дель Джоконда Герардини жительница Флоренции. Семейное положение замужем. Возраст около 35 лет. В представлении не нуждается. И вот она же, только 10 годами раньше. О том, что существует некая вторая «Мона Лиза» (или
Однако все это время эксперты сильно сомневались, действительно ли это Мона Лиза? И главное кисти ли Леонардо да Винчи? У команды искусствоведов под руководством Стэнли Фельдмана доводов в защиту подлинности их «Моны Лизы» накопилось на целую книгу. Итог многолетних трудов сегодня представлен в Женеве. Как и сама картина, до этого пролежавшая 40 лет в сейфе одного из швейцарских банков.
Химические экспертизы, лабораторные исследования, анализ красок и даже поиск отпечатков пальцев на холсте… На это специально созданный фонд «Моны Лизы» потратил более миллиона евро. Еще 20 лет назад было технически невозможно.
Стэнли Фельдман, искусствовед, член Фонда «Мона Лиза»: «Мы использовали современные технологии, которых пять столетий назад не было. С помощью компьютера удалось установить: пропорции, несмотря на разные размеры портретов, в точности соблюдены. Идентичны и многие фрагменты, начиная с лица и заканчивая руками. Кто мог так точно все изобразить, если не один и тот же художник? И этот художник Леонардо».
Есть, например, результаты компьютерного анализа. Модель старения женского лица лишний раз должна доказать, что ровно так в молодости Мона Лиза и выглядела. И значит, это она.
Маркус Альберт Фрей, президент Фонда «Мона Лиза»: «Нам впервые удалось объединить усилия историков, искусствоведов, научных лабораторий со всего мира. Единый вывод, к которому все они пришли, позволяет нам с полной уверенностью сказать: наша картина это истинная и самая ранняя „Мона Лиза“».
Если все это правда, речь идет, без преувеличения, о всемирной сенсации, сопоставимой разве что с открытием Шлиманом знаменитой Трои. Вот только чем активнее ученые в Женеве доказывают свою правоту, тем с большим скепсисом на юную Джоконду взирают прочий экспертный мир. Общеизвестно, что Леонардо почти всегда писал на досках, но эта картина создана на холсте. Да и отчего
Так кому принадлежит эта «Мона Лиза»? Ответ на вопрос сегодня так и не был дан. Сообщается лишь о некоем консорциуме частных лиц, предпочитающих не называть свои имена. Это вдвойне настораживает, если вспомнить, что предыдущие и столь же громкие открытия, подтверждающие якобы подлинность этого полотна, были сделаны полвека назад, когда прежний его владелец, банкир и миллиардер Пулицер. собрался продавать эту «Мону Лизу». Не идет ли речь теперь о серьезном научном изыскании, а попросту о рекламной кампании?
Представители владельцев пока что даже не решаются сказать, сколько нынче может стоить такой Да Винчи. Как бы то ни было, в Лувре, где с XVIII века хранится классическая «Мона Лиза», нам уже сообщили: эта гражданка, выдающая себя за Джоконду, скорее всего, самозванка, что, конечно, не отменяет возможности подзаработать на ней.