Орудия пыток стали заложниками в музейном споре

13.09.2012, 17:29

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Реконструкторам не отдают экспонаты после закрытия временной выставки «Шведская тюрьма» в Выборгском замке. Бывший директор госмузея говорит, что этот конфликт напрямую связан с ее скандальным увольнением с поста.

В настоящую пытку для участников клуба реконструкции превратилось закрытие выставки в Выборгском замке, посвященной древним орудиям пыток. Мало того, что экспозиция прекратила свою работу со скандалом, так еще любители истории остались без экспонатов, которые они сами восстанавливали.

В конфликте, уходящем корнями в Средневековье, разбирался корреспондент НТВ Андрей Курицын.

Рубили головы, заковывали в кандалы, вздергивали на дыбе, примеривали испанский сапожок. В общем, туристов в Выборгском замке принимали по всем правилам средневековой пыточной камеры. Палачи работали весело и увлеченно целый год, а потом вдруг без объяснения причин тюремный аттракцион в Выборгском замке администрация прикрыла. Часть инструментов владельцы вывезли, теперь хранят у себя в мастерской. Многие экспонаты не удается забрать до сих пор.

Николай Яновский, участник клуба «Людинская сотня», автор идеи выставки «Шведская тюрьма»: «Перед закрытием выставки приезжает комиссия и начинает опись и инвентаризацию, руководствуясь тем, что все, что находится на федеральной собственности, является федеральной собственностью. И записывает все на свой счет. Я сказал, что эти вещи не могут вам принадлежать. В ответ ничего не было сказано».

Авторы выставки «Шведская тюрьма» эти страшные приспособления реконструировали по рисункам и музейным фотографиям подлинного снаряжения душегубов XV века. Место для экспозиции тоже постарались выбрать историческое.

В любом уважающем себя средневековом городе была тюрьма. Где могла быть тюрьма в средневековом шведском городе Выборге? Ну, конечно, в замке под башней Святого Олафа. Но это лишь предположение. Настоящей исторической предпосылкой для открытия одноименной выставки стали съемки фильма «Трудно быть богом». Здесь, в Выборгском замке, Алексей Герман снимал «Веселую башню».

Часть реквизита режиссер увез на съемки в Чехию, что-то забрали в павильоны «Ленфильма». Но пару клеток, пыточные кресла и остатки агрегата для колесования оставили в Выборге. В прошлом году энтузиасты подобрали их на свалке и отреставрировали. Теперь же заброшенные орудия пыток стали предметом раздора.

Исполняющая обязанности директора музея Наталия Николаева объясняет: съемочный реквизит не был выброшен. Он находился на территории замка и, значит, — это собственность учреждения. По мнению администрации, имущественного скандала здесь нет вообще, а разногласия с частным предпринимателем Яновским чисто финансовые. Они и привели к закрытию камеры пыток.

Наталия Николаева, и. о. директора государственного музея «Выборгский замок»: «Мало того, что не обилечивало людей, так еще и увеличило стоимость билетов самостоятельно, абсолютно не поставив в известность администрацию. То есть мы не знаем, сколько через нас людей проходит, какой доход и куда он уходит».

Николай Яновский отвечает: договора аренды с музейным агентством у него не было, работали по соглашению о партнерстве. Музей продавал билеты по 40 рублей, Яновский — по 100 рублей. И ни у кого это вопросов не вызывало.

Николай Яновский, участник клуба «Людинская сотня», автор идеи выставки «Шведская тюрьма»: «Как партнеры мы делили прибыль и сферу влияния. Я работал субботу и воскресенье, а музейное агентство — с понедельника по пятницу».

Уволенная со скандалом экс-директор музея Светлана Абдуллина не исключает: выселение популярной выставки может быть связано с ее уходом. Со своим работодателем — музейным агентством — она сейчас выясняет отношения в суде. И камера пыток, возможно, окажется не единственным закрытым проектом эпохи ее управления замком.

Светлана Абдуллина, в 1988 — 2012 гг. — директор государственного музея «Выборгский замок»: «Ну, у меня это вообще глобальное нарушение оказывается, хотя я там вообще ни в одном договоре не фигурирую. Ну, это ладно. Я со своим сарказмом и юмором так к этому и отношусь. Но то, чтобы ребят так гнобить в полном смысле этого слова, устраивать какие-то нелепые наказания».

В Средневековье такие споры решались иначе, но Николай Яновский сейчас готовит исковое заявление. Как разделить инструменты пыточной камеры и будет ли дальше работать в Выборгском замке «Шведская тюрьма», решит суд.

Читайте также