«Мастерская Петра Фоменко» осиротела

09.08.2012, 13:36

Фото: Артем Коротаев / ТАСС.
Видео программы «Сегодня»

Театральный мир переживает сильнейший удар. Уход Петра Наумовича Фоменко актеры и режиссеры назвали невосполнимой утратой.

Ушел из жизни один из самых ярких, загадочных и авторитетных режиссеров страны. Петра Фоменко называли мастером особого эстетизма и парадоксальных решений. В театр он пришел из музыки, окончив Гнесинку по классу скрипки, и стал в каждом спектакле искать свою собственную ноту и интонацию.

Фоменко из года в год переводил классику на новый, непривычный язык. Его обвиняли в разрушении великой театральной школы, его запрещали и боготворили. Театральный мир воспринял новость о смерти Фоменко как сильнейший удар. Корреспондент НТВ Яна Леонтьева пересмотрела работы режиссера, который изменил многое и многих.

В театральном мире достаточно произнести это имя, а его заслуги уже совсем необязательно перечислять. И так все знают, что Пётр Фоменко — режиссер с большой буквы. Сам мастер всегда избегал хвальбы и восторгов в свой адрес. Он был не то чтобы скромным,а принципиальным, где главным его принципом было — относиться с иронией к своим постановкам.

Пётр Фоменко, режиссер: «Провал иногда бывает дороже полезнее и важнее не только как тест на выживание, но просто как ощущение себя в состоянии если не трагедии, то драмы. Страдания обогащают иногда».

Открыв творческую биографию этого режиссера, незнающий удивится. В самом начале карьеры Пётр Фоменко был выгнан с третьего курса из Школы-студии МХАТ за хулиганство. Под хулиганством консервативные преподаватели подозревали уже тогда проявившуюся принципиальность и бескомпромиссность молодого режиссера, который без достаточного почтения относился к классической русской театральной школе.

Позже Фоменко все-таки закончил театральный факультет другого высшего учебного заведения — ГИТИСа. Только первые поставленные им серьезные спектакли не выдержали советской театральной критики и были сняты из репертуара.

Но и это Петра Фоменко, конечно, не остановило. Он стал вначале главным режиссером Ленинградского театра комедии, а потом вернулся в Москву и посвятил себя педагогической работе, стал преподавать в ГИТИСе. В процессе как-то само собой получилось, что Пётр Наумович смастерил собственный театр и приобрел главное дело жизни.

Курс, который режиссер набрал в 1988 году, по окончанию обучения не выпустился и не разбежался кто куда, а превратился в знаменитую «Мастерскую Петра Фоменко».

Петр Фоменко: «Мы набирали курс очень долго. Каждая несостоявшаяся судьба — это большой удар. Не разглядел, не сохранил или ошибся. И мне думается, что абитуриент проходит серьезный первый курс, еще не поступив на него».

Театр с домашней обстановкой, небольшой, очень уютный, как-то сразу стал одним из самых посещаемых в Москве, а никому неизвестные выпускники ГИТИСа стали звездами. Режиссер, который когда-то по советским меркам порочил театральную классику, сам стал классиком, основателем огромной театральной школы, великим режиссером, с уходом которого российский театр будет уже не тот.

Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком»: «Я думаю, что мы потеряли великого русского режиссера. Великий русский режиссер, который укрепил достижения нашей культуры театральной, русского репертуарного театра, он создал удивительный коллектив, который продолжал и продолжает удивлять нас своей энергией, своим вдохновением, своим новаторским мышлением.

Я желаю коллективу найти в себе силы, чтобы каким-то образом закрыть эту брешь, чтобы театр оставался замечательным произведением, сочинением Петра Наумовича и жил долго и счастливо».

Связанные новости

Читайте также