Общество охраны памятников обеспокоено судьбой древнерусских росписей XIV века, находящихся в Снетогорском монастыре. Росимущество передает храм в ведение РПЦ. При этом хранителя коллекции могут утратить доступ к этим произведениям искусства.
Псковские защитники памятников начали собирать подписи под обращением к местным властям с требованием сохранить фрески Снетогорского монастыря. Тревогу у активистов вызвало то, что собор, где находятся древнейшие произведения искусства, переходит из ведения музея к Русской православной церкви. И это, по мнению специалистов, может привести к утрате культурного наследия, так как живопись требует особого ухода квалифицированным персоналом.
Корреспондент НТВ Андрей Курицын пообщался с обеими сторонами назревающего конфликта.
Двери старинной церкви отворяет схимонахиня Ольга. Внутри строительные леса и оставленные специалистами приборы, за показаниями которых фактически никто не следит. Специалистов
Таисия Круглова, заведующая отделом хранения памятников монументальной живописи Псковского государственного
Это старейший и единственный памятник оригинальной псковской живописи, первая половина XIV века. Фрески выполнены не приезжими греческими художниками, а собственными мастерами. Они не просто отобразили евангельские сюжеты, а творчески дополнили их.
Сатана, например, держит на груди душу Иуды и восседает на двуглавом чудовище. А в пасти змея известный персонаж русской истории Святополк Окаянный убийца братьев Бориса и Глеба. Такое искусство было близко и понятно жителю средневекового Пскова. Тем более на фресках изображались не канонические лики, а живые лица. Словно художники писали их со своих современников.
По оценке экспертов, в храме уцелело больше половины изображений, но они требуют срочной реставрации. Именно поэтому музейное сообщество Пскова возмутилось поспешностью, с которой храм переводят из государственной собственности в церковную. Что можно сказать об охране памятника, если даже в официальных документах опечатки, а подписи одно и того же должностного лица не похожи одна на другую.
Максим Жаворонков, заместитель губернатора Псковской области: «Я не вдавался в подробности, кто какие бумаги подписывал. Я могу сказать, что по
Местные власти уверяют: монастырь приобретет храм с серьезными охранными обязательствами. При этом финансовой стороной реставрации будет заведовать не церковь, а Министерство культуры.
Из федерального бюджета на реставрацию храма выделено 10 миллионов рублей. Сумма небольшая, учитывая масштаб разрушений. Но рано или поздно стены будут восстановлены, фрески расчищены и отреставрированы. Но храм продолжит свою жизнь в новых условиях: музейщики, которые следят здесь за температурой и влажностью воздуха, предложат свои условия. Так же, возможно, разработают режим посещения храма.
Схимонахиня Ольга: «Если специалисты скажут: нельзя кадило с точки зрения температурного режима. Значит, будем все эти вещи учитывать обязательно. Но только без агрессии, только без агрессии. Чтобы они просто разумно подходили и не ужесточали нам обязательства больше, чем были у них».
Служить или не служить вот в чем вопрос. Зажженные свечи и скопление людей изменят микроклимат храма и неизбежно повредят фрескам. Несмотря на это, сесть за стол переговоров, признаются музейщики, хозяйствующим субъектам не удается.
Таисия Круглова, заведующая отделом хранения памятников монументальной живописи Псковского государственного
Петербургские эксперты предлагают воспользоваться мировым опытом сохранения монументальной живописи. Подходящие методики разработаны в Италии, Греции и других странах.
Всеволод Рожнятовский, искусствовед
Теперь уже бывшая хранительница фресок Таисия Круглова указывает на свежие следы разрушений: трещина пошла по стене, отреставрированной всего три года назад. Она предлагает запретить проезд тяжелой строительной техники по территории монастыря, срочно расставить маяки и начать усиленный мониторинг за памятником. И в принципе музейщики не против передать храм церкви, но не сейчас, а через несколько лет, когда полностью завершат реставрацию.
Схимонахиня Ольга: «Они называют это фресками, а для нас это письма из прошлого. Образ жизни наших отцов, дела которых, мысли, мировоззрение мы должны донести. И не просто так, широко публикуя, а каждый меняя природу сердца своего».
Существует вариант, который устроит, кажется, обе стороны конфликта разделить зоны ответственности. Для богослужений можно, например, отвести боковые приделы церкви. Они строились позже, и там нет бесценных фресок. А древняя часть храма может приобрести музейный статус с мирским режимом работы.
В любом случае, достигнуть компромисса необходимо как можно скорее. Уже в следующем году большой юбилей. Уникальной живописи исполняется ровно 700 лет.
Читайте также
- Русский музей и
Псково-Печорский монастырь подписали соглашение о сотрудничестве - Обитель русского христианского искусства: история музея имени Андрея Рублёва
- Заступники столетий: в Петербурге представляют живописную историю православных святых
- Недовольный петербуржец высказал мнение о выставке Гельмана
- «Иконы» Гельмана рассматривают под присмотром полиции
- Почитатели «Икон» пришли на открытие скандальной экспозиции с плакатами