Затонувший «Росси» поднимали из Невы с помощью спецкрана

01.08.2012, 16:21

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге следователи Управления СКР на транспорте допрашивают капитанов столкнувшихся теплохода и сухогруза. Претензии имеются к обоим судоводителям.

Три с половиной часа назад из Невы полностью подняли прогулочный теплоход, затонувший этой ночью при столкновении с сухогрузом. То, что обычная экскурсия по рекам и каналам закончится для 13 туристов происшествием, которое они до этого видели только в фильмах-катастрофах, мало кто мог представить.

Вина капитана небольшого судна, говоря автомобильным языком, подрезавшего крупный сухогруз, очевидна. Уже возбуждено уголовное дело, максимальное наказание по которому — два года лишения свободы. Но у Следственного комитета есть вопросы и ко второму участнику аварии.

Корреспондент НТВ Алексей Корепанов
выяснял подробности ЧП.

Он пролежал почти всю ночь на дне реки. Глубина Невы в этом месте достигает семи метров. Пострадавший катер поднимали медленно и аккуратно. Когда металлические тросы туго натягиваются, в воде становится хорошо виден корпус утопленника.

Операция по подъему затонувшего теплохода продолжалась все утро. Сначала судно обследовали водолазы, потом с помощью специального крана его подняли на поверхность воды. На это время в русле реки даже пришлось ограничить судоходство на участке от Литейного до Троицкого моста. Маршрутные катера пускали вдоль левого берега, а для прогулочных (таких, как затонувший «Росси») движение и вовсе перекрыли.

Покореженный корпус, разбитые стекла. В салоне полный хаос: сломанная мебель и спасательные жилеты. Катер ушел под воду так стремительно, что пассажиры даже не успели надеть их на себя.

Алексей Аникин, врио начальника Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу: «Сложность операции заключается в том, что в салоне судна находится воды. Чтобы не оборвать тросы, мы должны откачать вод. И тогда реально все увидим».

На кадрах камеры видеонаблюдения, если приглядеться, можно разобрать, как многотонный сухогруз проходит Троицкий мост. Момент столкновения видно плохо, зато слышно хорошо. Все случилось в считанные секунды.

Очевидцы рассказывают: огромный грузовик буквально подмял под себя 20-метровое судно. Большинство пассажиров, а на борту 13 туристов и 2 члена экипажа, находились на верхней палубе. Во многом, это, говорят специалисты, и спасло людям жизнь.

Сергей Семикин, очевидец: «Вот он его толкнул, теплоход, видать, развернуло и начало переворачивать. Он сразу ушел вверх дном».
Первую помощь пострадавшим оказывали на месте прохожие и автомобилисты, люди даже прыгали в воду к терпящим бедствие пассажирам. Девять человек с затонувшего корабля медики доставили в Мариинскую больницу, еще троих с переохлаждением и ушибами — в институт скорой помощи.

Михаил Ромашкин, дежурный хирург НИИ скорой помощи им. Джанелидзе: «По результатам обследования, которое выполнено всем троим, данных о травмах или хронических патологиях нет».

До сих пор в этой истории остается много вопросов. Например, что делал в акватории Невы во время проходки грузовых судов маленький прогулочный катер. Как правило, пассажирские теплоходы, пройдя под разводными пролетами мостов, уходят в безопасные каналы и реки.

Версий столкновения много. Но основная — ошибка капитана прогулочного судна. Он и сам подтвердил, что увидел надвигающуюся угрозу слишком поздно. А рулевой сухогруза и вовсе не заметил маневр речного трамвайчика.

Геннадий Аицин, и. о. руководителя ФГУ «Волго-балтийский водный путь»: «И капитан, и лоцман дают показания. Последний сообщал, что не видел теплохода, потому что высота борта не позволяла этого сделать. Фактически речной трамвайчик находился в мертвой зоне».
Анатолий Квашнин, руководитель Северо-западного Следственного управления на транспорте СК РФ: «Мы не стали бы говорить о том, что все прояснилось. Вопросы у следствия возникают к капитанам обоих судов. Есть претензии к управлению и прогулочным катером, и сухогрузом».

Уголовное дело возбудили по статье «Оказание услуг, не соответствующим требованиям безопасности». Судя по тому, что в момент столкновения на Неве было сразу несколько теплоходов, на месте «Росси» мог оказаться любой. Теперь в разгар летнего сезона одну из главных туристических и прибыльных отраслей в Петербурге, видимо, ждут многочисленные проверки.

Читайте также