У Богдана Ступки не осталось сил на последнюю роль

22.07.2012, 20:41

Видео программы «Сегодня»

Прощание с Народным артистом СССР Богданом Ступкой, который скончался в воскресенье в киевской клинике «Феофания», пройдет на сцене академического театра имени Франко во вторник. В этот же день артиста похоронят на Байковом кладбище в Киеве.

Богдан Ступка был очень востребован в профессии и обладал редким умением убедительно передавать сдерживаемые эмоции. За это его ценили признанные режиссеры и любили неискушенные в театральных тонкостях зрители.

Каждый биограф Богдана Сильвестровича Ступки сталкивается с трудностью определений. Ступка — украинский театральный деятель, рожденный под Львовом и всю жизнь прослуживший в украинских театрах, и в то же время — выдающийся русский актер. Такова была его судьба — воплощать собой родственность и неотделимость двух культур, как бы ни менялись за порогом театра политические декорации.

Но в первую очередь Ступка был советским актером, если понимать под этим почти античный масштаб актеров того времени. Причем советским актером, настоящая слава к которому пришла уже на излете советской страны.

Еще в 1971-м у Ступки была роль в фильме «Белая птица с черной отметиной» — в нем впервые зрители увидели это выдающееся по выразительности лицо. Но по-настоящему страна разглядела Ступку в сериале «Николай Вавилов». Актер сыграл в нем академика Лысенко. Получился гениальный портрет безумца, воплощение сталинской псевдонаучности.

Так же, как в национальную нишу Ступку не поместить, так и жанровые определения к нему не подберешь. Он и академик-мракобес из «Вавилова», и чеховский интеллигент из «Дяди Вани», современный Казанова из «Странного мира» Киры Муратовой и Тарас Бульба из размашистого исторического блокбастера.

В самой значительной своей театральной работе, спектакле «Тевье-Тевель», Ступка — ведущий диалог с Богом еврей-молочник. Эта постановка — первое и единственное, что советовали посмотреть московские театралы отправляющимся в Киев. В последние годы сил на эту тяжелую роль у Богдана Ступки уже не было.

За пределы Украины актер выбирался редко, но метко. Спектакль Валерия Фокина «Старосветская любовь» оказался тяжелым разговором о смерти. Но сам Ступка запомнился его партнерше Лии Ахеджаковой невероятно светлым и жизнелюбивым.

Лия Ахеджакова, актриса: «Удивительный был человек, теплый, добрый и очень веселый, очень веселый. И вокруг него всегда все хохотали, всегда партнерши были обласканы. Он появлялся на сцене, и вокруг все просто расцветало».

Постсоветские десятилетия не были творчески простыми для большинства великих, разбросанным по обломкам империи актерам. Особенно не хватало режиссеров, соразмерных их таланту. Ступка оказался советским человеком и в смысле болезненного чувства ответственности. Два года он работал министром культуры Украины, а позже, подобно Кириллу Лаврову или Михаилу Ульянову, взвалил на себя руководство Киевским академическим театром имени Франко и тащил огромное хозяйство, занимаясь в том числе и ничтожными для его таланта проблемами.

Лия Ахеджакова, актриса: «Мы виделись с ним месяца два с половиной назад. Он сидел с палочкой, но такой же родной. Его как лошадь слепую вело в театр».

На сцене Академического театра имени Франко и пройдет во вторник прощание с Богданом Ступкой.

Подробности — в репортаже.

Читайте также