История отечественного фото: от авторского эксперимента до признанной классики

19.07.2012, 19:57

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский центр «Росфото» представляет ретроспективную выставку работ фотохудожников, творивших в 1970–1990-х годах.

Историю развития отечественной фотографии на протяжении трех десятилетий можно проследить, побывав на экспозиции, открывшейся в петербургском выставочном центре «Росфото». Что и как снимали в 70–90 годы прошлого века художники из разных городов и как менялись их подходы к отражению окружающей действительности? Тех, кого не интересуют подобные вопросы, могут просто полюбоваться снимками.

Корреспондент НТВ Дарья Криволапова
посмотрела.

На этой выставке фотографии не нужно рассматривать как отдельные произведения. Эта история 70-х, 80-х, 90-х. Причем не только Ленинграда и Москвы, но и Чебоксар, Минска, Нижнего Новгорода. Тогда эти фотокадры отображали жизнь, а сегодня стали музейными экспонатами.

О фотографии как о музейной ценности на открытии экспозиции первым заговорил Александр Китаев. На выставке представлено две его работы. В 97 году он снимал балерин Думченко и Махалину и не думал, что когда-нибудь эти кадры окажутся здесь. Его мысль подхватила и куратор «Росфото». Отношение к снимкам соответствующее. И к каждому кадру научный подход.

Мария Гаврильчик, куратор «Росфото»: «Эта экспозиция является лишь небольшой частью нашего собрания, которое началось формироваться в 2002 году, в год создания „Росфото“. И в этой экспозиции представлено 150 фотографий. Несмотря на то, что выставка довольно объемная, большая, это лишь небольшой фрагмент, небольшая часть».

Изображения 10 лет собирали по крупицам. Это кадры из частных и авторских коллекций. И их, действительно, стоит увидеть и профессионалам, и любителям. Вот работы Бориса Смелова. Культовый персонаж петербургской фотографии.

Сегодня в «Росфото» можно увидеть, с чего он начинал и как формировался его будущий стиль. Или Сергей Подгорков. В 70-х он увлекался жанровой съемкой. И одним из первых перешел от отдельных снимков к серийным.

Игорь Лебедев, куратор выставки: «Делаю перекличку с западной фотографией. Потому что примерно в это же время, в 60-х-70-х, зарождается направление субъективного документализма. Вот Подгорков — это 100-процентный субъективный документалист, который не делает никаких выводов. Но его фотографии очень по-доброму отражают тех людей, которых он снимает. Хотя нам всегда кажется, что это что-то жуткое».

В 70-х фотографы начинают экспериментировать. И интерес к неклассическому подходу сохраняется на протяжении и следующего десятилетия. Авторы делают кадры, похожими на живописные полотна или графику. Причем экспериментируют не только с жанром, но и с техникой печати. Особенно этим увлекается Яворский и Шпагин. Другие художники начинают объединяться в группы. Устраивают фестивали, выставки. Пожалуй, это были первые советские биеннале.

Игорь Лебедев, куратор выставки: «Это был такой мощный толчок для развития фотографии, когда несколько человек в Йошкар-Оле организуют фестиваль аналитической фотографии, который проходит четыре раза за десятилетие. Они показывают чисто авторские коллекции, но при этом у них нет отбора, у них нет никакой цензуры».

Организаторы надеются, что им удалось создать общую картину развития фотографии из черно-белых кадров. По словам мастеров, увидев эти забытые изображения, они испытали такие эмоции, которые не передать словами. Скорее всего, эти чувства проявятся в их новых работах.

Читайте также