Репортаж с митинга закончился в отделе полиции

11.07.2012, 15:36

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге мировой суд должен решить, мешали ли журналисты работе полиции на акции оппозиции 8 июля и были ли репортеры задержаны законно. Тем временем в редакциях негодуют и связывают действия страж правопорядка с вступлением в действие закона о митингах.

Юристы Санкт-петербургского союза журналистов изучают обстоятельства задержания двух корреспондентов во время несанкционированной акции оппозиции. 8 июля возле БКЗ «Октябрьский» вместе с несогласными в полицейский автобус были направлены сотрудники ИТАР-ТАСС и РБК Daily. Несмотря на журналистские удостоверения, Иван Скиртач и Сергей Ковальченко провели семь часов в отделении полиции.

Репортаж корреспондента Алексея Чеботарёва.

Все произошло в воскресенье у БКЗ «Октябрьский». Полицейские требовали участников несанкционированной оппозиционной акции разойтись. Бойцы отряда особого назначения начали окружать собравшихся в кольцо, в которое попали и представители прессы. Из мегафонов в их адрес прозвучали предупреждения.

По идее, освещая массовые акции, сотрудники городских СМИ могут носить специальные жилеты, изготовленные еще в 2006 году по инициативе Смольного и Союза журналистов. Герб города и надпись «пресса» — все эти знаки должны помочь стражам правопорядка отличать сотрудников средств массовой информации от участников митингов или шествий.

Но у корреспондентов РБК Daily и ИТАР-ТАСС Сергея Ковальченко и Ивана Скиртача специальных жилетов не было. Их задержали. Репортеры думали: после проверки документов недоразумение разрешится. Но несколько часов в отделе полиции закончились составлением административных протоколов.

Журналистов обвинили в неповиновении законным требованиям полицейских и организации несанкционированного шествия от БКЗ к Лиговскому проспекту. Аж несколько десятков метров.

Сергей Ковальченко
, корреспондент РБК Daily: «С декабря мы работаем на этих мероприятиях. И вдруг оказалось, что Сергей Удальцов, находившийся рядом, он уже не организатор. Организаторами стали я и мой коллега из ИТАР ТАСС».

Сергей Ковальченко уверяет: поводов к задержанию не давал. Разве что стоял слишком близко к оппозиционным лидерам. Независимые юристы поддерживают журналистов: они работали, а не совершали правонарушения.

Дмитрий Динзе
, адвокат: «Журналист как минимум должен либо ломиться в какую-то акцию (растаскивать кого-то, либо уговаривать полицейских кого-то не задерживать). Но насколько мы видим по фото-и видеоматериалам, журналисты — это люди, которые фиксируют события, но не участвуют в них».

В редакциях, по заданию которых у БКЗ работали задержанные журналисты, по поводу действий полиции негодуют.

Андрей Жуков, главный редактор РБК Daily Санкт-Петербург: «С 2007 года, когда была шумная история с избиением журналистов, существовали неписаные правила игры, по которым работники прессы работали на данных акциях, освещали их. И тогда журналистское удостоверение служило своего рода гарантией безопасности и гарантией того, что журналист не будет задержан».

Обстоятельства задержания репортеров у БКЗ сейчас изучают и юристы Союза журналистов. В профессиональном сообществе опасаются, что случившееся вовсе не спорные действия конкретных полицейских, а системное явление.

Людмила Фомичёва, председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: «Я думаю, что все это связано с принятием новых законов, касающихся оппозиционных мероприятий (шествий, митингов и т.д.)».

В полиции, напротив, уверены в правоте своих сотрудников. Журналисты мешали навести порядок на Греческой площади. Не обращали внимания на требования полицейских.

Александр Богул, начальник 1-го отдела Центра по исполнению административного законодательства ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: «Их действия по воспрепятствованию послужили поводом для задержания и составления в отношении их протоколов об административном правонарушении».

В четверг руководство Союза журналистов надеется собрать за одним столом и сотрудников редакций, чьи корреспонденты были задержаны, и представителей ГУ МВД. Но точку в этой истории всё равно поставит мировой суд, куда уже переданы материалы дел.

Связанные новости

Читайте также