Булгаковские герои вернулись на оперные подмостки

10.07.2012, 19:13

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На сцене Михайловского театра через четыре десятилетия представляют некогда запрещенную оперу Сергея Слонимского «Мастер и Маргарита».

Спустя 40 лет в Петербург возвращается одна из самых сложных авангардных опер современности, которая была запрещена. Так в Михайловском театре решили отметить юбилей Сергея Слонимского. Через месяц композитору исполнится 80 лет. В концерте также приняли участие артисты Мариинки и нескольких столичных театров.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков
побывал на спектакле.

На афише — большой портрет Владимира Юровского. Дирижер сегодня живет и работает за границей, но именно ему принадлежала идея соединить в одном концерте первый акт оперы «Мастера и Маргарита» и мировую премьеру 32-й симфонии Сергея Слонимского. Живого классика дирижер сравнивает с мифическим существом.

Владимир Юровский, дирижер: «Слонимский он, как и сфинксы, многогранен и не перестает задавать всякого рода загадки и головоломки. Так, в концерте, посвященном его творчеству, он настоял на том, чтобы прозвучала музыка его учеников. Для меня это необычайно характеризует человека».

Слонимский убежден: абсурдность бытия обнаруживает трагедийное существование человека. В этом духе им и написана симфония XXI века, и опера, музыка, которой не устарела до сих пор.

40 лет назад именно в Ленинграде состоялась премьера «Мастера и Маргариты». Но оперу запретили. Излишне говорить почему. Это было задолго до знаменитой скандальной постановки на Таганке. Для Сергея Слонимского произошедшее стало страшным ударом. Он даже подумывал покинуть СССР.

Произведение запретили сразу после концертного исполнения первого акта в Доме композиторов. О том, чтобы вывезти музыкальный материал за границу, не могло быть и речи.

Сергей Слонимский
, народный артист РСФСР, композитор: «Я помню, что после этого встретил Иосифа Бродского на Марсовом поле. Он сказал: „Я сегодня оформляю документы в милиции, чтобы уехать. Давай поедем вместе“. На что я говорю: „В вообще-то английским языком не владею и к языкам слаб“. Он ответил, что научусь. Я ему сказал: „Ты ведь не хочешь уезжать“. Бродский в ответ: „Не хочу“. Так вот я тоже не хотел».

В следующий раз опера прозвучала только спустя 17 лет уже в перестроечной России. Сначала в концертном варианте, а потом и в постановочном. Оркестром дирижировал Михаил Юровский — отец маэстро. Участником той легендарной московской премьеры был Вячеслав Войнаровский.

Вячеслав Войнаровский
, народный артист России, исполнитель партии Здравомыслящего: «Музыка сложная особенно для тех лет. И она была настолько нова, что мы, честно говоря, первое время считали ее кошмаром. И потом, когда постепенно втягиваешься в работу, начинаешь ее любить. И вот сейчас, когда первый раз вслушивается, кажется, боже мой, как сложно».

Войнаровский тогда тоже исполнял партию Здравомыслящего (по Булгакову, — Берлиоза). Когда актер появился в воротнике, символично обозначающем отрезанную голову, публика зааплодировала тенору. Но он мечтал о другой сценической судьбе.

Вячеслав Войнаровский, народный артист России, исполнитель партии Здравомыслящего: «Там есть замечательная партия Иуды. И она была мне по голосу. Но я уже тогда не мог на дереве повеситься. Оно бы просто рухнуло».

Композитор признает, что у него получился непохожий ни на что тип музыкального театра. Каждый инструмент является солистом и героем-двойником персонажа. Двойник Мастера — виолончель, двойник Маргариты — скрипка, двойник Пилата — кларнет, потом меняется до баса-кларнета. А у Воланда — фагот.

Сергей Слонимский, народный артист РСФСР, композитор: «Я не думал, что когда-нибудь еще услышу эту оперу, потому, что она очень сложная. Это не какой-то кич. За это время роман Булгакова растаскали на балеты, кинофильмы, причем очень увлекательные. Как правило, философские мысли оказываются на втором плане».

В Петербурге опера не исполнялась 40 лет. Цифра буквально библейская. Вместо концертного исполнения дату отметили полусценическим воплощением произведения композитора, который придал авангардное звучание булгаковским героям «Мастера и Маргариты».

Читайте также